Еврейские обряды и традиции: читаем по пунктам
Содержание:
- Несколько слов о женщинах
- Когда придет Мессия
- Средние века
- Сколько заповедей должны соблюдать иудеи
- Праздники и обычаи
- Чего нельзя делать в субботу
- Кто может исповедовать иудаизм
- Свадебные традиции евреев
- История развития иудаизма
- Традиции
- Необычные еврейские обычаи
- Примечания[править]
- Внешний вид
- Еда
- Контроль над рождаемостью в семье
- Одежда
- Простые выводы
Несколько слов о женщинах
Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.
Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.
Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены — это семья, дом, дети, уют. Все остальное — это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.
Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.
Когда придет Мессия
В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, восстановление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до создания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств большинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазанник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претенденты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявивший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последователями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.
Средние века
В Средние века семья была основой еврейской общины. Среди ашкеназов известны многочисленные случаи, когда целые семьи принимали мученическую смерть (см. Киддуш ха-Шем), чтобы предотвратить насильственное крещение детей. Среди марранов семейное единство рассматривалось как один из наиболее важных принципов: чтобы исполнить обязанность воспитания и обучения детей, родители сами учили их нормам и законам иудаизма (см. Мицвот), матери обучали дочерей правилам ритуальной чистоты (см. Чистота и нечистота ритуальные) и еврейскому образу жизни; большую роль в сохранении еврейской традиции в семьях марранов играло старшее поколение. Инквизиция, заставлявшая детей марранов свидетельствовать против родителей и тем самым ставившая лояльность по отношению к церкви выше семейной преданности, привела к подрыву института семьи у марранов.
Галаха (принятая в Израиле в качестве закона в еврейских религиозных судах, юрисдикции которых подлежит личный статус граждан-евреев) определяет, что если ребенок рожден от отца-кохена и израильтянки, он считается кохеном, если наоборот — израильтянином. Если родители ребенка не состояли в браке, потому что их брак не разрешен еврейским законом, ребенок считается мамзером. Если брак родителей был возможен с точки зрения еврейского закона, но по какой-либо причине не был заключен, это никак не сказывается на личном статусе ребенка (еврейское право не знает понятия «незаконный ребенок»; это, в частности, не отражается на его правах наследования).
Как правило, ребенок получает фамилию отца, имя ему дают родители; если между родителями нет согласия на этот счет, каждый из них имеет право дать ему свое имя. Если ребенок рожден незамужней женщиной, он получает ее фамилию, и мать выбирает ему имя (Закон об именах от 1956 г.).
Традиционное еврейское отношение к семье отразилось в популярном высказывании: «Там, где между мужем и женой царят мир и согласие, обитает Шхина». Крепость семейных уз — характерная черта еврейской семьи и в настоящее время. Процент разводов среди евреев всегда был и до сих пор остается сравнительно низким.
Сколько заповедей должны соблюдать иудеи
Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти библейских заповедей (Исх. 19:10–25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов человеческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к которым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.
Праздники и обычаи
В Новый год, который евреи начинают отмечать в сентябре – октябре, принято задумываться о прожитом, о своем отношении к окружающим и к богу. Это время раскаяния и добрых намерений.
Обычно едят символические блюда. Яблоки с медом, чтоб новый год стал щедрым и сладким. Рыбью голову, чтоб быть головой. Гранат, чтобы заслуги стали многочисленными, словно зерна граната.
Йом-Кипур – самый святой день в году. Двадцать пять часов верующие евреи постятся, не моются, не надевают кожаную обувь. Молятся в синагоге. «День искупления» завершается протяжным звуком бараньего рога – шофара.
В ноябре – декабре в Израиле Ханука. Когда наступает вечер, зажигают светильники (ханукие) над входом в дом или на подоконнике. Каждый день добавляют новый огонек, пока их не станет восемь.
По обычаю в это время готовят пончики и картофельные оладьи. У детей каникулы.
Самый веселый праздник – Пурим — отмечают в конце февраля. Устраивают карнавалы, танцуют, веселятся. На праздничном столе сладости, вина, торты и самое главное блюдо Пурима – гоменташен (треугольные пирожки с маком и изюмом).
В марте – апреле Песах (Пасха). К празднику готовятся заранее: из дома выносятся все кушанья из квашенного теста. На стол подают мацу (пресные лепешки), которую едят семь дней.
Чего нельзя делать в субботу
Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии рассказывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать субботний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».
Кто может исповедовать иудаизм
Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличается от индуизма и других национальных религий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: принадлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратившегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих намерений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитированный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправлять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.
Свадебные традиции евреев
Для каждой еврейской семьи самым значимым событием является свадьба. В прежние времена пары создавались благодаря свахам, что вели успешную деятельность, подбирая подходящих друг другу молодых людей. Сегодня всё стало проще, а к услугам свах прибегают лишь сторонники ортодоксального направления.
Когда жених и невеста намечены, молодой человек отправляется в дом возлюбленной, где просит руки девушки. Не у неё, а у отца. Во время беседы он называет сумму выкупа, который готов отдать за невесту. Если все стороны пришли к согласию, проходит помолвка.
Во время этой церемонии евреи непременно соблюдают один обычай, знакомый русским, – разбивают тарелку. Но не думайте, что в их понимании бить посуды – “на счастье”. Напротив, осколки блюда говорят молодой паре о развалинах Иерусалима, о том, что необходимо всегда помнить о бедствиях своего народа, уважать своё прошлое, историю, предков. Этот же ритуал повторяется в конце свадьбы.
Дату торжественного дня обычно обговаривают представители двух семей. У евреев принято праздновать свадьбы не в субботу и не в праздничные дни. Впрочем, сегодня это уже не играет значительной роли. Тем не менее, накануне бракосочетания молодые должны пройти важную подготовку.
Согласно традициям евреев, жених отправляется в синагогу, где молится за будущее счастье своей семьи. Завершив обязательный ритуал, он посещает семьи всех своих друзей, где рассказывает им о предстоящем событии. В ответ его угощают сладостями и желают жизни, полной любви и взаимопонимания. По сути, жених – это своего рода “гонец”, что приносит радостное известие в дома родных людей.
Совсем иначе выглядит обряд, связанный с подготовкой невесты. Девушка может видеться лишь со старшими женщинами своей семьи. Под их присмотром она должна погрузиться в бассейн. Вода считается символом полного очищения, ведь в брак необходимо вступать с чистыми душой и телом.
У ультраортодоксальных евреев во время свадебной церемонии отец невесты исполняет танец с дочерью. Удивительно, но при этом он не должен прикасаться к ней. У сторонников данного направления считается, что к девушке, вступающей в брак, может касаться лишь её муж.
История развития иудаизма
Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.
Библейский период
Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.
Храмовый период
Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.
Талмудический (раввинистический) период
Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины.
Современный период
Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.
Традиции
Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.
Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.
Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.
Необычные еврейские обычаи
В израильских городах путешественники порой наблюдают шокирующую картину. Люди, облачённые в белые комбинезоны, ложатся в недавно вырытые могилы.
Что же это может значить? Но ультраортодоксальные евреи верят, что в такой традиции нет ничего странного и, тем более, пугающего. Согласно их представлениям, “отдых” в открытой могиле помогает продлить человеку жизнь, обрести гармонию внутри себя и со внешним миром.
Не менее поразительный обычай связан с праздником Пурим. Ежегодно это торжество призывает стереть различия между врагами и друзьями. Что для этого нужно делать? Напиться. Да, евреи устраивают шумные гуляния с обилием выпивки, после которых действительно уже не могут узнать кого-либо. А дети и школьники в Пурим развлекаются иначе – наряжаются в карнавальные костюмы, что делают их неузнаваемыми.
Празднование в честь помолвки у евреев
Честно признаться, далеко не все традиции евреев мне понятны, но в этом и заключается уникальность этого народа. Еврейская культура – это огромный пласт мировой сокровищницы обычаев и ритуалов, многие из которых успешно прошли через века и тысячелетия. Искреннее восхищение вызывает преданность евреев вере и заветам своих предков. Возможно, именно поэтому традиции их не только выстояли в самые сложные времена, но и укрепились в наш век.
Примечания[править]
- См. статью «Евреи» в россияноязычной Википедии.
- Грачева Т. В. После Хазарии // Русская линия, 13.04.2009
- Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. — СПб.: Евразия, 2001. — 320 с. ISBN 5-8071-0076-X
- Freedman B. H. The Truth about Khazars. — Los Angeles, 1954.
- См.: Губогло М. Н. Этнодемографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик СССР в конце 80-х — начале 90-х годов // Отечественная история. — 1993. — № 1. — С. 55.
- Соловьев О. Ф. Русские масоны. От Романовых до Березовского. — М.: Эксмо, Яуза, 2004. — С. 46—47. ISBN 5-699-07654-9
- Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. — 1989. — № 9. — С. 29—30.
Внешний вид
Ортодоксальные евреи считают, что они должны строго следовать не только лишь священному писанию — Торе, но и многим обрядам предков, которые жили во времена расцвета иудаизма в Речи Посполитой в 14-17 вв. Именно поэтому внешний вид этих людей нередко весьма странный, согласно мнению современного человека.
Приверженцы именно этого течения в иудаизме носят одежду исключительно двух цветов — белого и черного (это также касается и белья). При этом обязательно на голове должна быть шляпа. По праздникам ортодоксы надевают меховые шапки, которые бывают двух видов:
- Сподаки. Изготавливаются из бобрового меха, высокие. Обязательно черного цвета.
- Штраймлы. Плоские шапки из соболиного меха.
Кафтаны их имеют различные вариации. Они могут быть разной длины. Цвет может быть как просто черным, так и в белую полоску (такие одежды одеваются преимущественно на праздники вместе с особой белой шапочкой с помпоном).
Какая еще есть одежда ортодоксальных евреев? Так, имеется один весьма интересный вторичный религиозный признак таких людей — это кисточки, которые торчат из-под одежды. Именно они — обязательный атрибут талеса (особой материи, которая может как покрывать все тело человека во время молитвы, так и быть частью нательного белья). Главное назначение этих кисточек прописано в Торе. Выглядывая из-под одежды, они должны напоминать о Боге и о том, что ежеминутно ему надо служить.
Еда
На кухню горских евреев повлияли соседние народы, однако многие из рецептов людям удалось сохранить. Так, в их блюдах преобладает множество специй. Многие соблюдают требования кашрута, предписывающие не есть мясо хищной птицы и не смешивать любые виды мяса с молоком. Более того, запрещено есть молочные продукты (сыр, творог, сливки), смешанные с мясными блюдами. Овощи могут употребляться любые, однако они проходят строгий отбор через представителей кашрута. Важнейшая кулинарная традиция — выпечка субботнего хлеба. Его пекут перед шаббатом (субботой) и называют хала. Этот хлеб может подаваться одновременно с мясом. Есть халу можно прямо с утра, таким образом открывая шаббат.Слово «хала» означает кусок теста, который отделяли от пирога, чтобы преподнести иерусалимскому храму. Интересно, что хала может иметь разную форму, например, быть исполненной в виде ключа или грозди винограда. Праздничная хала имеет вид круга, что указывает на единение с Всевышним. Традиционная выпечка представляет собой несколько сплетенных косичек.
- Во время встречи шаббата приглашают раввина, на стол ставят две зажженные свечи, раввин отламывает кусок теста, макает в соль и передает халу дальше.
- На завтрак горские евреи всегда предпочитали сыр, сливки, творог, чтобы насытиться перед началом трудового дня, но не слишком нагружать организм.
- После работы наступало время шульхана, на который накрывали достаточно большой стол. Шульхан обязательно подразумевал употребление закусок, в роли которых были кинза, петрушка и прочая зелень. Травам всегда отводилось особое место в рационе, поскольку они позволяли укреплять десны и содержали много витаминов. Вместе с зеленью ели овощи, вяленую рыбу. В качестве горячего блюда джуур едят дюшпере — пельмени с бульоном и большим количеством специй. В него обязательно добавляли лук, а тесто делали очень тонким. Дополнительно в блюдо клали чеснок и сдабривали уксусом. Такой рецепт необходим для приготовления сытного и жгучего блюда, ведь джуур приходилось всегда жить в горах, где климат зимой довольно суров.
- Тару готовили из говяжьего бульона, в который добавляется сушеная алыча, лук и много мяса. Также в блюдо кладут травы. Особенностью супа является чрезмерная густота, поэтому едят его с помощью лепешек, на которых намазывают готовую смесь.
- Из рыбьих голов, хвостов и плавников делают буглеме-джахи. Рыбу варят на медленном огне, затем добавляют к бульону предварительно протушенный лук, рыбу, алычу, кладут соль, перец и вареный рис.
- Излюбленным блюдом джуур стали ягни. Это блюдо тоже готовится на бульоне, который делают из курицы или говядины. Бульон кипятят 15 минут, затем добавляют томатную пасту с луком.
- Популярную долму готовят из говяжьего фарша, риса и лука. Все ингредиенты смешивают, затем добавляют кинзу, петрушку, соль, перец. Все это заворачивают в виноградные листья. Получаются своего рода голубцы. Листья должны быть проварены минимум 10 минут, затем, после формирования, голубцы кладут в кастрюлю и заливают кипятком. Варить долму нужно на медленном огне.
- Другой вариант голубцов называют япраги. Это знакомое каждому жителю России и Украины блюдо отличается лишь тем, что в него добавляют больше воды.
- Из напитков горские евреи предпочитают чай, сухие вина.
Контроль над рождаемостью в семье
В Библии не упомянуты случаи ограничения рождаемости (кроме особого случая с сыновьями Иехуды — Быт. 38). Школа Хиллела считала, что для выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь» родители должны произвести на свет по крайней мере сына и дочь, а школа Шаммая — двух сыновей. Согласно Талмуду, эта заповедь относится только к мужчине (Иев. 6:6).
Талмуд разрешает применение противозачаточных средств несовершеннолетним и кормящим женщинам по медицинским показаниям (Иев. 12б). Говорится также об особых лекарственных средствах, которые женщина может принимать, чтобы предотвратить беременность (Тосеф., Иев. 8:4; Ш. Ар., ЭхЭ. 5:12). Этот вопрос рассматривается и в сотнях респонсов. Экономическая сторона как причина контроля над рождаемостью не признается Галахой, как и применение каких-либо противозачаточных средств мужчиной. Реформизм в иудаизме предоставляет решение этого вопроса на усмотрение каждого и признает значение не только медицинских, но и экономических факторов в этой сфере.
См. Женщина; Право наследования; Родители и дети.
См. также Демография. Тенденции естественного движения еврейского населения.
Одежда
Одежда горских евреев идентична той, которую носят дагестанцы и кабардинцы. Черкеска шьется из сукна, основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие джуур носят длинные кинжалы, которые являются обязательным атрибутом одежды. Некоторое время такое оружие запрещали носить, но после окончания 30-х годов прошлого века запрет сняли. Для утепления пользовались кафтанами, которые подвязывали ремешками. Такой предмет гардероба характерен для ортодоксальных жителей.Женщины украшают наряды металлическими изделиями и бижутерией. На тело надевали белую рубашку. На ногах обязательно нужно носить штаны, так как религия предписывает женщине закрывать ноги. Голову закрывают платком, волосы могут видеть только отец или муж. Из головных уборов женщине дозволено носить чудку (чутху).
Простые выводы
Бог евреев Яхве говорил своим ученикам, что нужно знать и чтить Тору. Именно этим и занимаются последователи данного течения. По большей части они учатся. Работать мужчины идут только во взрослом возрасте. В молодости и еще первые пару лет в браке такие мужчины уделяют все время обучению. Именно поэтому данное течение у евреев не слишком жалуют. Ведь деньги налогоплательщиков идут на содержание таких семей (где часто мужчины, ну и женщины, конечно же, не работают). А ортодоксы, в свою очередь, уверены, что остальные евреи не придерживаются священных законов Торы.
История еврейского народа тесно связана с религией. Праздники посвящены событиям, описанным в священных книгах. С ними связаны определенные обычаи.
В Израиле празднуют четыре Новых года, и все не первого января. Начало каждого месяца и последний день недели, по традиции, тоже праздники. Все происходит по еврейским обычаям.