Древние славянские языческие боги

Греческие и славянские боги носили похожую «волшебную» обувь?

Древнеславянские боги и их предназначение являются предметом исследования современных ученых. Считается, что рассматриваемые божества реализовывали потребности общества того времени по поиску объяснений воздействия природных сил и способов эти силы задобрить. Отметим, что аналогии с культами богов в других регионах земли попадаются очень часто. Например, у западных славян был бог Доброгост, несущий хорошие вести из «небесной канцелярии», который, как и Гермес, изображался в крылатых башмаках, вроде сапог-скороходов. Поэтому можно предположить, что древние боги тех времен, возможно, не были только выражением сил природы и проявлялись визуально в разных частях планеты, что зафиксировано в мифах, легендах и обычаях служения у разных народов.

Солнечный крест

Оберег солнечный крест может быть изготовлен из дерева или металла.

Славянский оберег солнечный крест олицетворяющий духовную гармонию и связь с предками относится к солярному символу. Также сила амулета направлена на передачу мудрости предков будущему поколению.

В древние времена знак «солнечный крест» наносили на одежду и оружие воинов, в качестве оберегов носили жрецы, волхвы, наставники в разных науках. Ношение оберега помогает раскрыть талант, передать знания, найти гармонию с окружающим миром.

Изготовить оберег можно из древесины ясеня или клена. Более прочные амулеты можно создать из серебра либо меди.

Подходит для людей идущих по пути саморазвития и самопознания, а также всем скто в той или иной мере обучает молодое поколение (учителя).

Важна сила оберега для желающих восстановить родовую связь. Помогает в поиске предков и изучении их образа жизни. Подойдет искусствоведам, археологам, историкам.

Описание и значение чертога ворона

Еще с древности символичный тотем наделялся особой силой. Стоит отметить, что в некоторых религиях Ворона относят к темным силам. Но в любом случае он олицетворяет мудрость, магический дар и возможность предвидения.

Образ 5 чертога неразрывно соединен с другими мирами, он сообщает о будущих изменениях и масштабных событиях. Также мудрую птицу считают вестником самих богов.

При общении с представителями 5 чертога следует сдерживать себя, так как они отличаются чрезмерной обидчивостью. Хорошее самочувствие людям-воронам обеспечивают регулярная физическая активность.

В молодости вороны не отличаются постоянством в отношениях, они с легкостью расстаются с партнерами и быстро находят им замену. Но в то же время, если представители символа не получают взаимности, они долго страдают. А вот к зрелости вороны становятся настоящими семьянинами.

Время воронов — это период, в который появляются люди с особым даром целителей и способностью заниматься практической магией.

Как выглядит символ (руна) ворона

Чтобы создать символ, олицетворяющий ворона, выбрали изображение, которое немного напоминает славянскую руну «мир».

От славянский руны Ворон отличается своей угловатостью (а вот «мир» выглядит более заостренным). На концах присутствуют специальные направления-стрелочки.

Основной символ магии поместили в центр звезды Инглия. Она всегда была в почете у славян. Звезда олицетворяет все то, из чего состоит любой человек, — разум, тело и душу.

Каждую руну обязательно ограждали сварожьим кругом. Это делалось потому, что славяне верили, что Сварог проезжает каждый год именно по этим кругам и усиливает мощность каждой руны.

Покровители чертога ворона

Считается, что Ворону покровительствуют одновременно два бога: Коляда и Варун. Такое сочетание духа Богов только увеличивает силу оберега. Но стоит учесть, что помогают они только тем, кто чтит традиции народа и контролирует свое внутреннее зло.

Коляда

Этот бог — символ всего нового как в одном конкретном человеке, так и вообще во Вселенной. Коляда характеризуется добрым нравом, всегда остается жизнерадостным.

Он олицетворяет приход света после тьмы, доброго после негативного. Богу подчиняется все движение жизни, в том числе и цикличные перемены, такие как времена года и смена дня и ночи.

В древности Коляда сделал подарок народу — книгу с ведами, записанные им лично. Даже календарь в том современном виде, каком мы его знаем, был создан благодаря Коляде. Бог научил людей терпению и понимание того, что все не вечно: и хорошее, и плохое заканчивается.

Всю свою мудрость Коляда передавал посредством волхвов и жрецов. Когда люди научились наблюдать за сменой времен года, а также дня и ночи, они стали спокойнее, умиротвореннее, развились духовно.

Коляда не переносит войны, поэтому своей целью поставил научить людей мирно решать разногласия, разговаривать, а не убивать себе подобных. К этому богу обращаются земледельцы.

Варун

Древние славяне считали, что Варун имел способность воскрешать умерших преждевременно. Но только тех, кто вел правильную жизнь, не нарушая законы природы.

Также задача Варуна заключается в наблюдении за звездными вратами и путями, которые соединяют чертоги круга Сварога. Под его влияние попадает вода, земля и небо в ночное время суток. Варун контролирует вселенский обмен кармической информацией.

Варун в силах подарить человеку силу, здоровье, молодость, а также долголетие. Он способен залечить раны и оживить человека. Варун помогает человеку развиваться духовно: он дарует познание законов Вселенной.

Однако в то же время Варун может и жестоко наказать за нарушение законов совести и чести.

Священное дерево

Для чертога ворона священным деревом считается лиственница. Это дерево издавна считалось символом умиротворения и спокойствия, она помогала рассудку просветляться.

Лиственница у славян имела следующие значения:

  1. Аромат дерева способен отогнать злых духов, которые нагоняют на человека смуту и грусть. Ветки лиственницы высушивали и развешивали в углах каждой комнаты дома.
  2. После пребывания возле лиственницы народ замечал, что физическое здоровье улучшается. Помогает дерево восстановиться и морально. После тяжелых дней люди приходили к дереву, чтобы подзарядиться бодростью и побороть усталость.
  3. Самое главное свойство дерева — это умение воплощать мечты в реальность. Люди приходили в лес, дотрагивались до дерева и рассказывали ему о своих переживаниях и планах, которые никак не осуществятся. Спустя недолгое время желания исполнялись.

Зимцерла

Впервые Зимцерла упоминается в переводе труда далматинского историка XVII века Мауро Орбини; в России он был известен как Мавроурбин, и его «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского» попала к российскому читателю в 1722 году. Орбини тоже излагает сюжет Повести временных лет о кумирах на берегу Днепра — скорее всего, он переписывает Герберштейна, потому что в его списке богов есть Услад. Следующего за ним Семаргла Орбини записывает как Simaergla. Но тут делает ошибку переводчик: видимо, вместо первой «а» он видит «с», а «g» убирает ради благозвучия. Так на славянском Олимпе появляется Зимцерла.

В 1768 году Михаил Попов, автор одного из мифологических словарей, пишет о Зимцерле: «Богиня Киевская; какия ей качества приписывались, о том ничево неизвестно; разве изломанное ея название произвесть от имени «зима» и глагола «стерть», так назовется она Зимстерлою и будет походить на Аврору или Флору, богиню цветов».

Александр Бестужев-Марлинский. Гравюра Георгия Грачева с оригинальной акварели, подаренной редактору «Русской старины» Михаилу Семевскому. 1889 год

С этого момента начинается триумфальное шествие прекрасной богини по русской литературе: у Гавриила Каменева  Гавриил Каменев (1772–1803) — русский поэт, прозаик, переводчик, бургомистр в Казани с 1798 по 1800 год. Самое известное произведение Каменева — баллада «Громвал», где сказочный богатырь Громвал освобождает свою любимую — красавицу Рогнеду, заколдованную волшебником Зломаром. она «цветет, как румяная роза» («Громвал», 1804), у Николая Полевого  Николай Полевой (1796–1846) — русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, журналист, историк и переводчик. Автор «Истории русского народа», в которой в противоположность «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина Полевой пытается перейти от изображения роли правителей, военных и внешнеполитических событий к выявлению «органического» развития «народного начала». Полевой ориентировался на западноевропейскую романтическую историографию, первым применил к Руси концепцию феодализма. «на небосклоне горит Зимцерла блеском золотым» («Стенька Разин», 1832), у Василия Нарежного  Василий Нарежный (1780–1825) — русский писатель, автор первого бытового русского романа; многими считается родоначальником реалистической школы. «Зимцерла раскинула багряный шатер свой по небу голубому» («Славенские вечера», 1809), Гаврила Державин уподобляет ей императрицу («Явление Аполлона и Дафны на невском берегу», 1801), у Александра Радищева Зимцерла запрягает лошадей в коляску Знича, бога огня, света и тепла, и сама она — «перстоалая», точь‑в‑точь как гомеровская «розовоперстая» Эос («Бова», 1799–1802). А поэт‑романтик и будущий декабрист Александр Бестужев-Марлинский решает назвать «Зимцерлой» свой альманах — в 1818 году, когда Пушкин пишет «К Чаадаеву» и рассветные «звезды пленительного счастья» смотрят на многих русских вольнодумцев. Разрешение на публикацию альманаха Бестужев не получил.

Обычаи тех времен соблюдаются до сих пор

Рядом с Родом в славянском эпосе присутствуют две богини (Лада с дочерью Лёлей), которые покровительствуют беременным и рожающим женщинам. Лада – это жена Рода, соотносимая в других культурах с Венерой, гиперборейской Лато или Деметрой. Она ассоциировалась с периодом летнего созревания плодов, домом, налаженным бытом. В русском языке это выразилось в словах ЛАДить, наЛАЖивать, то есть устанавливать порядок, обустраивать. Богиня Лёля покровительствовала у славян девичьей любви, влюбленным, красоте, счастью, первым росткам на пашне. Поэтому Лёлю – Весну — было принято закликать в конце апреля (тогда климат был более суровым, а зима — длинной). Древнеславянские боги не оставили народам, проживавшим на территории Руси, каких-то скрижалей (или, может быть, они были утеряны за давностью времен). Однако долгие годы, вплоть до нашего времени, соблюдаются некоторые обычаи, завещанные с тех пор. К примеру, первый раз постригать ребенка было принято «на Рожаниц», то есть в день праздника в их честь, 8-9 сентября.

Ра в подземном мире

Согласно древнеегипетской мифологии, Ра путешествует на двух солнечных лодках: утренней — Манджет (Лодке миллионов лет) и вечерней — Месектет. В них он совершает свой путь по небу и по Дуату — Преисподней. Находясь в лодке Месектет, Ра принимает вид с головой барана, отождествляемый с богом Атумом. В поездках на солнечной лодке Ра сопровождают божественные энергии: Сиа (восприятие), Ху (повеление) и Хека (магическая сила). Иногда члены Эннеады (Девятерицы главных египетских богов) помогали ему в этих путешествиях. Бог Сет победил стремившегося проглотить Ра змея Апофиса, а бог Мехен защищал Ра от чудовищ подземного мира.

Апофис, бог хаоса, огромный змей, каждую ночь пробует остановить лодку Ра, проглотив её или заворожив гипнотическим взглядом. Ночная лодка Месектет несёт Ра через подземный мир обратно на восток. Древнеегипетские мифы о Ра представляли восход солнца в виде его повторного рождения богиней неба Нут. Таким образом, Ра приписывалось постоянное возрождение и обновление, что усиливало его связь с творческими силами.

Атрибуты Ярила

Людское воображение приписало богу, которого считали источником счастья и радости, некоторые атрибуты, отличающие его от других высоких духов в славянском пантеоне богов.

Ознакомимся с ними:

  • золотой щит, олицетворяющий солнце;
  • стрелы как символ солнечного света и страстной, неистовой любви;
  • копье защитника, поражающее мрак;
  • золото и железо, из которых изготавливались солярные обереги;
  • день седмицы — воскресенье;
  • животное — волк;
  • предметы — венок, колос, ветка с молодыми побегами.

Кроме перечисленных, к атрибутам этого бога причисляют все солнечные символы, колосья налитой пшеницы, череп человека и белого коня.

Тот, кто создавал солярные обереги, мог использовать любые из данных атрибутов для того, чтобы улучшить плодородие, приумножить достаток, отвести ненастье, уберечь скотину либо для семейных бездетных пар с целью скорейшего зачатия.

Немного о мироустройстве славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Соответственно крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий или Сваргу, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена и другие «тёмные» Боги. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть и дуб, и явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в образе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной

Конечно, в одном посте не охватить всех богов, которым поклонялись наши предки. У разных ветвей славян одни и те же боги назывались по разному, были и свои «местные» божества.

Славянские боги

Боги – фундамент мифологии славян

Это высшие существа, которые управляли всем и занимали очень важное место в жизни любого человека. Боги могли быть разными: злыми, хорошими, добрыми, честными, уважаемыми, ненавидимыми, но все они были справедливыми

Хотя, их справедливость не всегда нравилась людям, они не всегда понимали, за что они заслужили зло со стороны богов.

У каждого славянского бога есть яркий образ, который выделяет его на фоне других. Он мог быть как отрицательным, так и положительным, но любой бог имел свой характер, образ мыслей и совершенно по-разному относился к людям. Не обо всех славянских богах сохранились подробные и точные сведения, это нужно признать. Зачастую образ приходится восстанавливать из огромного количества обрывков противоречивых данных, что может исказить черты их характера, но не исказит суть.

АгидельБаба ЯгаБелобогВелесВийВолхДаждьбогДеванаДивДидЖиваЗимунИндраКарачунКарнаКащейКвасураКостромаКрышеньКупала (Купало)ЛадаЛель и ПолельЛеляМакошьМараМать Сыра ЗемляМорокПерунРадогостРамхатРодРожанаРуевитСварогСвятогорСемарглСтрибогТараУдрзецХовалаХорсЧернобогЧислобогЯрило

Мифологическая картина мира

О взглядах древних славян на сотворение и структуру окружающего мира мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян можно лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.

Стороны Збручской статуи

Некоторые сведения о представлениях древних славян о Вселенной даёт так называемый «Збручский идол». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — предположительно некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» упоминается Ирий — далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что Ирий в народной памяти отождествился позже с Раем и олицетворял собой «страну блаженных», тот свет.

Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:

Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами представлялись, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова «будем желты» имеют прямое значение «пусть умрём». В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).

Наконец, по мнению некоторых исследователей, часть сведений о представлениях древних славян о Вселенной можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве»

В частности, внимание привлекает данный отрывок:. Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового древа, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии

В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому древу (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового древа, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому древу (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. Например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».

Девана

Девана – богиня охоты, жена бога лесов Святобора и дочь Перуна. Славяне представляли богиню в виде красивой девушки, одетой в нарядную кунью шубу, отороченную белкой. Поверх шубы красавица надевала медвежью шкуру, а голова зверя служила ей шапкою. С собой дочь Перуна носила превосходный лук со стрелами, острый нож и рогатину, с какой ходят на медведя.

Прекрасная богиня не только охотилась на лесных животных: она сама обучала их, как следует избегать опасностей и переносить суровые зимы.

Девану в первую очередь почитали охотники и звероловы, они молили богиню даровать удачу в охоте, а в благодарность приносили часть своей добычи в ее святилище. Как считалось, именно она помогала отыскать в густом лесу тайные тропы животных, избегать стычек с волками и медведями, ну а если встреча все же состоялась, выйти человеку из нее победителем.

Коловрат

Оберег коловрат относится к солярному символу, является мужским талисманом.

Оберег коловрат обладает значительной силой и получил большое распространение среди мужчин нашего времени. Внешний облик оберега: 8 лучей замкнутых в круг. Символ олицетворяет непрерывность движения. Обладает большой силой.

Талисман с изображением знака коловрат привлекает удачу, помогает сохранять здоровье (душевное и физическое), способствует удачи в делах и любви, также является знаком плодородия.

Солнцеворот является символом сразу 3 богов славянского солнца: Ярило, Даждьбог и Хорс.

Если лучи направленны по часовой стрелки, оберег называется грозовик, а против — громовик.

Грозовик олицетворяет летнее солнцестояние, а громовик — зимнее.

Солнцеворот относится к обережным знакам воинов. Наносился на оружие и одежду. Помогал выстоять в бою.

В настоящее время символы также являются мужскими, помогают достичь успеха в поставленной цели. Подходят мужчинам состоящим на защите государства и земли (военные, милиция, мчс, пожарные) или бизнесменам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector