Карачаевская свадьба традиции и обычаи

Пир на весь мир

Карачаевская свадьба – мероприятие роскошное, многолюдное и затратное. Тщательно проводилась организация праздника, назначался ответственный за соблюдением порядка и обычаев, распределялись роли и функции.

Гостей на свадьбе обычно много, приходят они с подарками, дарят деньги, овец, кондитерские изделия, золото. Мужчин и женщин размещают за столами раздельно. В качестве угощения предлагаются блюда из баранины, пироги, овощи, фрукты, пиво, боза (сброженный напиток) и другие алкогольные напитки.

В прошлом праздник длился три-семь дней, сейчас один-два.

Мусульманский обряд религиозного бракосочетания в прошлом совершался при сговоре, в наши дни его проведение сместилось ближе к свадьбе.

Как проходит чеченская свадьба

Свадебный обряд в Чечне довольно сложный. Он состоит из нескольких этапов:

Фото: fotkay.ru: UGC

  1. Свадьба начинается в доме жениха — здесь собираются гости и формируется свадебный кортеж (или, как его называют, поезд). Кортеж состоит из большого числа машин, самая красивая из которых предназначается невесте.
  2. Сначала кортеж с мудрейшими членами семьи, сестрой жениха и муллой едет к дому невесты.
  3. Мулла обращается к отцу девушки с вопросом, согласен ли он выдать дочь замуж.
  4. Когда согласие отца получено, мулла разговаривает с самой девушкой в присутствии двух замужних родственниц и шафера.
  5. Получив согласие на брак при свидетелях, мулла проводит обряд бракосочетания — невеста должна повторить за ним соответствующие суры из Корана.
  6. После этого шафер проводит обряд от сглаза, проведя молодую трижды вокруг очага, а затем рвет веревку или железную цепь. Таким образом совершается разрыв с отчим домом.
  7. Невеста садится в машину вместе с родственницами и приданым и едет к дому жениха. В этой поездке автомобили в кортеже соревнуются, кто окажется первым за автомобилем с невестой. Победителя ожидает подарок в виде ковра или персонально накрытого почетного стола.
  8. Родственники и соседи невесты всячески препятствуют выезду кортежа, натягивая веревки и ставя другие препятствия, желая получить вознаграждение.
  9. Мулла должен успеть зайти в дом жениха до прибытия невесты. Там он вместе с молодым и двумя его друзьями проводит свадебный обряд. После его завершения пара считается уже женатой.
  10. Прибыв к жениху, невеста должна пройти еще одно испытание. По пути к дому свекрови ее будет ожидать веник и ковер — молодая жена должна обязательно забрать их. Так она продемонстрирует свою хозяйственность.
  11. Родственницы со стороны мужа осыпают молодую сладостями и деньгами, затем на ложку наливают масла с медом и дают отведать сначала свекрови, а потом и невестке (иногда мед с маслом заменяется конфетой).
  12. В момент церемонии по обычаю должны раздаться выстрелы, что отпугнет злых духов от дома. Но власти Чечни официально не разрешают использовать на свадьбах огнестрельное оружие.
  13. Современные чеченские свадьбы обычно проводятся в ресторане. Поэтому девушку забирает шафер от дома супруга и отвозит ее на празднество, где для нее уже подготовлено место в углу.

Фото: fotkay.ru: UGC

Свадьба сегодня

Карачаевская свадьба на сегодняшний день проходит в форме бракосочетания по сватовству, при этом уплачивается калым, но согласие вступающих в него молодоженов на первом месте. Этап сватовства включает ведение переговоров о калыме и о том, какие подарки или берне невеста преподнесет родным жениха. В это время родители девушки приносят дары всем членам семьи ее избранника. Выйти замуж без приданного или юйкерек невеста не может, чаще всего в него могут входить: предметы мебели, а также одежда, постельные комплекты, ковры, посуда. Сегодня состоятельные семьи могут дополнить приданое дочери машиной или даже квартирой.

При соблюдении традиций на машинах из кортежа, на которых проходит карачаевская свадьба, на крыше закрепляются ковры. Они после проведения торжества передаются в качестве подарка владельцам машин. Чаще всего забирать невесту едет свита жениха, а он сам в редких случаях принимает участие в данном процессе.

В идеале невеста наряжается в национальный свадебный костюм. По приезду представителей от жениха им предлагается украшение

Важно то, что родители невесты при этом за стол не садятся, такая честь предоставляется только ее родственникам. Карачаевская свадьба подразумевает разделение столов на мужские, а также женские

Когда невеста готова, шафер жениха дает покрывало ей на голову или как оно называется ауджаулукъ, а также обручальное кольцо. Подруги невесты награждаются парфюмерными изделиями. Перед входом в помещение нужно одарить мальчика, который охраняет его. Но, на этом задачи свиты еще не выполнены, они должны догадаться, какая из девушек – невеста. Если не угадают должны выплатить штраф.

Далее следует обряд по переводу невесты с циновки. Самый близкий из родственников жениха берет ее за руку и направляется на выход. Провожают девушку на машине песней «Орайда». Уехать кортеж может лишь после оплаты за выполнение открытия ворот. В сопровождение с невестой едут ее родственники. Подъезд к дому осуществляется с шумом. Сегодня чаще всего – это выполнение стрельбы из ружей.

Невеста в дом суженого входит всегда с правой ноги и наступает на специально приготовленную кошму или овечью шкуру. Она слышит приветственные слова: «В дом счастье входит!»

Важно, что в этот момент ее осыпают деньгами, конфетами

Завершалась раньше карачаевская свадьба приемом гостей со стороны невесты или джыйын. На этом этапе передавалось приданное, берне, с девушки снималось покрывало и организовывалась первая встреча молодоженов. На сегодняшний день родные невесты приезжают в дату введения ее в дом и сразу привозят все с собой. В доме жениха накрывается большой стол, а на празднование съезжается до ста гостей.

Карачаевская свадьба всегда проводится с размахом и считается одной из самых затратных и богатых. Для того чтобы накрыть стол может быть забито несколько овец или даже бычков. При современной жизни соблюдение всех традиций уже становится практически невозможно, но суть торжества должна оставаться.

Обычай третий. Карачаево-Черкесия

У Карачаевцев есть своеобразный ритуал представления ребенка родственникам и знакомым. Обрядом Бешикке Салгъан (укладывание в колыбель) малыша официально вводят в семью. Это очень важный день для ребенка, его семьи, друзей и знакомых. На обряд приглашают самых старших женщин рода, они контролируют весь процесс. Родители в ритуале не участвуют, чтобы не обидеть недоверием старших.

Обряд по традиции проходит в доме свекрови. Она в знак уважения предлагает матери невесты перепеленать ребенка, та же в свою очередь тоже в знак уважения отказывается в ее пользу. Ребенка укладывают в колыбель на подушки, шитые золотом и туго пеленают, затем убаюкивают колыбельными песнями.

В это время в доме идут приготовления к празднику. Женщины пекут национальные хычины, а мужчины всецело заняты жертвенным бараном. Тушу разделывают на 24 части, каждой из которых свое предназначение. Самый старший мужчине рода является тамадой на празднестве. Ему предназначается лопатка. Старшим женщинам рода мясо бедра, остальное мясо подают гостям, каждый из которых берет соответствующую своему возрасту часть.

Заканчивается посвящение застольем, национальными танцами и конкурсами.

Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет — приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки — накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.

Свадебные торжества

Утром назначенного дня в доме жениха собирался свадебный поезд. Возглавлял его старший родич, брат отца или брат жениха. Также в числе сопровождающих были две почтенные замужние женщины и ближайший друг жениха. Выезжали заранее, чтобы успеть приехать до обеда. Причем выезжали и подъезжали к дому только справа, по солнцу, чтобы обеспечить удачу в деле. С собой везли готовую баранину и живого барашка, а также чайный лист, масло и сладости с выпечкой, гостинцы и небольшие подарки.

Современная свадьба у калмыков

Бешеный ритм современной жизни внес свои коррективы в культурные традиции калмыков. Сейчас свадьбу в городах справляют в один день. Утром жених и его сопровождающие, обязательно нечестным числом людей, 9 или 11, едут за невестой. К обеду все собираются в доме жениха, а вечером сваты со стороны невесты отправляются по домам.

Ритуалы в родительском доме

Перед свадьбой девушка проходила обряды прощания с прежней жизнью и очищения. Срезались ногти, локон волос и несколько нитей от тканей, уложенных в приданое, и все это сжигалось в огне домашнего очага. Обряд символизировал переход девушки в новый род.

Пир в доме родителей девушки

Прежде чем встретиться с невестой, жених и его родственники должны были одарить гостинцами ее сестер. Отдельные сумки с подарками для невесток вносились в дом в первую очередь. За ними несли заварку и масло, потом все остальные дары. Как только подношения принимались, сваты могли переступить порог. Жених входил в дом последним, неся с собой голову жертвенного барашка и кисломолочный напиток.

Гости обязательно совершали моление, после чего рассаживались в определенном порядке, справа налево: сначала глава свадебной делегации, затем старшая и младшая женщины, и все остальные. Первым делом подавался чай. Старший сват объяснял причину прибытия, перемежая благодарственными словами принимающей стороне. После чего совершались подношения к домашнему алтарю, и начинался пир.

Родственницы жениха в течение этого вечера должны были из привезенной с собой материи сшить наволочку для новой подушки. Углы смазывали маслом или молоком и выставляли на стол в качестве символа долгой богатой жизни и плодородия. Следом за ритуальным изделием женщины выставляли свое угощение, состоящее из сладостей, чая и напитков. Произнося благопожелания, присутствующие гости выкладывали на подушку монеты. Ее, вместе с собранными деньгами, отдавали молодоженам после обряда венчания по приезду в родительский дом. А до этого подушку сноровисто прятали родичи невесты и назначали за нее выкуп сватам.

Прощание невесты с родительским домом

Как только гости запевали обрядовую песню «Если дождь идет…», наступала пора забирать красавицу. В это время она находилась у алтаря, молясь о лучшей судьбе, и пила молоко. Девушку полагалось забирать с утра, чтобы успеть привезти ее в новый дом до обеда или в обед

Поскольку, согласно древней традиции, любое важное дело начинали утром и старались закончить до полудня

Старшая женщина со стороны жениха накрывала голову невесты расшитым платком, который хранился потом в течение всей жизни, и выводила из дома. Оглядываться на отчий дом невеста не могла, это сулило несчастья.

Гостям разливали прощальные чарки с водкой и одаривали их подарками. Старший свадебной делегации касался рукой приданого невесты и клал деньги, только после этого вещи начинали выносить и грузить на подводы. А родственники девушки на прощание обнимали друзей жениха.

После отъезда свадебного кортежа, в доме девушки совершали подношение огню. Кидали в него кусочки жира от жертвенного барашка и желали самого лучшего для своей кровиночки – чтобы встретили ее в новом доме с любовью, приняли как собственную дочь, а жизнь ее была легка и сытна.

Обряды в доме жениха

Часть родственников девушки ехала следом за свадебной делегацией в ее новый дом. Было принято встречать дорогих гостей за границей хотона, с горячим чаем, выпечкой и водкой. Кортеж должен был подъезжать обязательно справа. Сначала разгружали и вносили приданое, затем входили молодые и другие гости. На почетные места рассаживали родственников невесты, относясь к ним со всем уважением и предлагая самые лакомые кусочки. Вечером, по окончании пира, после обрядовой песни, гости разъезжались по домам.

3. История

3.1. Развитие карачаевцев до ХХ века

В этногенезе карачаевского народа приняли участие как автохтонное население Северного Кавказа, так и пришлые народы — аланы, кипчаки, древние булгарские племена.

На территории проживания современных карачаевцев располагалась столица средневековой Алании, предположительно называлась Маас .

В XIII веке аланы противостояли войскам Тимура. Лишь незначительная доля местного населения тогда сохранилась, переховавшись в горах. С того же начинается исламизация карачаевцев.

В году российская армия вторглась в Карачай. 20 октября 1828 произошла кровопролитная Хасаукинська битва, где царские войска, численно больше и лучше оснащены, взяли верх над карачаевского отрядами. Старейшины карачаевцев пошли на уступки и договариваний с русским войском, не допустив грабежей и погромов в карачаевский поселений. В результате переговоров Карачай формально вошел в состав Российской империи, но в действительности его самоуправления, управления и судопроизводство оставалось без изменений.

3.2. Карачаевцы в ХХ веке

В году создана Карачаево-Черкесскую Автономную область. В году создан Карачаевську Автономную область

В году была ликвидирована, а тысячи карачаевцев незаконно выселены в Среднюю Азию. По подсчетам болезни и голод привели к гибели трети депортированных карачаевцев в настоящее время.

В году, во времена Хрущева, Карачаево-Черкесская автономию восстановлено, и карачаевцы вернулись на свои этнические земли.

В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века активизировались национальные движения отдельных народов Карачаево-Черкесии, были предприняты попытки выделения национальных автономий, в частности 18 ноября была провозглашена Карачаевский Советскую Социалистическую Республику (17 октября — Карачаевский Республику). В январе года Президент России Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и внес на рассмотрение в Верховную Раду РСФСР проекты законов ?О восстановлении Карачаевский автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации». Была создана комиссия Верховной Рады по образованию трех автономных областей — Карачаевский, Черкесской, Баталпашинского (казачьей). Но за противоречивыми результатами референдума, который состоялся 28 марта 1992 года, деление не было узаконено. 16 октября 1992 образована единую Карачаево-Черкесскую Республику.

Приданое

Карачаевские девушки готовят приданное чуть ли не с самого рождения. Приданое должно быть богатым, поэтому на нем не принято экономить. Если у девушки нет приданного, над ней смеялись, упрекали ее. Приданное состоит из постельных принадлежностей, подушек, ковров, занавесок, одеял, скатертей. Состоятельные невесты могут позволить себе хорошую мебель, дорогую бытовую технику и даже автомобиль.

Раньше самыми лучшими невестами считались те, которые могли своими руками приготовить большую часть приданого. Сегодня же все необходимое приобретается в магазине. Карачаевская свадьба − недешевое мероприятие для невесты, ведь кроме приданого необходимо потратиться еще и на подарки для родственников жениха. Сегодня многие девушки предпочитают одеваться на свадьбу в национальный костюм, который стоит намного дороже обычного классического свадебного платья.

Знакомство

В жизни человека свадьба является ярким и запоминающимся событием, которое целиком изменяет его внутреннее состояние. Свадьбы на Северном Кавказе отмечаются с соблюдением обрядов и традиций. Не стала исключением и Карачаево-Черкесия.

Сегодня здесь уже не крадут невест. Исключения, конечно, бывают. Но происходит это только с согласия невесты, только в том случае, если родители против свадьбы, а сама девушка испытывает симпатию к избраннику и хочет стать его женой. Это раньше родители подыскивали для своего сына кандидатку в жены, которая подходила ему как по статусу, так и материальному состоянию. Сегодня же карачаевцы женятся по взаимной любви, однако свадебные традиции при этом они не забывают. Если по улице проехал свадебный кортеж из машин, украшенных красивыми коврами − это карачаевская свадьба.

Раньше основным местом знакомства молодых людей были свадебные торжества. Сегодня же у молодежи возможности расширились. Знакомство может произойти в институте, на работе, при посещении различных культурных мероприятий. В сельской местности проявление своих чувств не приветствуется, здесь общение более сдержанное. Ухаживания завуалированы, обычаи не допускают, чтобы молодая девушка оставалась наедине с молодыми парнями. Непозволительно здесь и свидание молодых людей наедине друг с другом.

Традиции второго дня свадьбы

На второй день после торжества невесту вводят в так называемый «большой дом» или комнату родителей жениха. Невесте прикрывают лицо и голову шарфом, а помогают ей две родственницы, держа девушку под руки. У порога комнаты невесту должна встретить родственница со стороны жениха. Приподняв шарф с ее лица, она мажет губы девушки топленым маслом и медом. Это-символ благополучия и счастья в новом доме.

После знакомства со снохой дамы усаживаются за стол. Старшая из присутствующих произносит речь, в которой желает молодой семье процветания, счастья и взаимопонимания. Интересно, что невеста обязана выслушать пожелания стоя. Несмотря на то, что за стол ее не сажают, после ритуала она может спокойно посещать комнату родителей жениха тогда, когда захочет на правах члена семьи.

После завершения свадебного торжества родителям невесты угощения в знак принятия девушки в новую семью. Через 3-4 недели молодая отправляется в гости к родителям на несколько дней. Раньше промежуток составлял 8 недель с момента торжества. При этом с собой она привозит подарки для всей родни от своей новой семьи.

Если принять во внимание то, что черкесская семья порой представляет собой целый клан, то можно представить себе финансовые расходы. Свадьба в Карачаево-Черкессии предполагает дарение подарков в виде одежды и прочих предметов, которые могут пригодиться семье в хозяйстве

В доме молодой невесты происходит знакомство с зятем. Сопровождает процедуру знакомства семей обряд застолья и угощений. После этого момента зятя ведут в комнату, где собрались гости. После этого ритуала он получает право на посещение родни жены в любое время. После возвращения к супругу невеста увозит из дома не только дополнительные подарки, но и приданное, которое собрали для нее родители за все время.

Высказывания о карачаевцах[править]

«Карачай — нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью».
Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений. Юбилейное издание, М., т.46, с.184

«Карачаевцы… народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух cил горцев, любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти…»
А.Якубович «Северная пчела», 1825, № 138

«Народы правого фланга, зная воинственность карачаевцев и их запальчивый характер, боятся их трогать и живут с ними мирно».
И.Забудский, «Военно-статистическое обозрение Российской империи», Ставропольская губерния. С-Пб, 1851,т.16,ч.1,с.132

Обитатели Кавказа составляют ту воинственную народность, столь прославившуюся под именем гуннов, которая распалась теперь на разные мелкие племена… Эта карачеркесы, как их зовут турки, то есть «чёрные черкесы», составляют северную отрасль. Турки дали им это название по причине беспрерывных туманов и облаков в их стране.
Жан ШАРДЕН «Кавказский вестник», Тифлис, № 9—10 за 1900., с.22

«Карачаевские пастухи редко вооруженные только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
В.Тепцов, «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», Тифлис, 1892, т. XIV, с.96,107

«А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению».
К. Хетагуров Собрание сочинений, т.3, М., изд-во «Художественная литература»,1974, с.144

«Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбр, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда ещё не был побеждён и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей…Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большею частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.»
В. Шевцов. Жур. «Москвитянин», М., 1855, № 23,24, кн.1 и 2, с.5

«Когда хищники Кабарды, черкесы и прочие в значительном количестве находили себе приют в Карачае, русские вынуждены были завоевать Карачай».
П.Ковалевский Жур. «Историк-марксист», т.1—2, М., 1932, с.145

Карачаевцы (сел. Верхняя Теберда, хутор Дружба)

Похороны происходят в день смерти или на следующий день, если ожидают приезда родственников.Могилу для женщины делают более глубокой, чем для мужчины. Для савана (кебин) используют отрез белой ткани (одинаковой длины для мужчин и женщин).

Принято, чтобы на похороны односельчанина (или для выражения соболезнования после похорон) приходили все взрослые члены семьи (с 17–18 лет). В доме умершего кто-нибудь из близких родственников-мужчин принимает соболезнования. Семье умершего оказывается денежная помощь (20–50 руб.). Некоторые приносят платки, которыми покрывают тело покойного. Часть этих платков оставляют в доме, часть раздают.Перед захоронением устраивают обряд выкупа грехов покойного (деур). Часть выделенных для этого денег раздают старшие родственники в виде милостыни (садака). Деур не полагается делать для девочек, умерших до 14 лет, и мальчиков, не достигших 16 лет, поскольку в этом возрасте они считаются безгрешными.Женщины в день похорон на кладбище не ходят. Исключение делают в тех случаях, когда кто-то из ближайших родственниц (сестра, мать) не успел проститься с покойным и приехал в тот момент, когда процессия уже находится на кладбище. Тогда женщину допускают на кладбище, мужчины отходят в сторону и дают ей возможность проститься с близким человеком. В другие дни женщинам разрешается заходить на кладбище, убирать могилы.

После похорон устраивают поминки, особенно если покойный оговорил это в завещании. Для угощения режут барана, кур. Три дня после похорон ворота остаются открытыми; три дня из очага не должен выходить дым (то есть нельзя в доме готовить пищу). Пищу для членов семьи в эти дни приносят соседи (любые блюда, без ограничений).В течение трех дней мужчины-родственники, соседи (с 25 лет, женатые – с 20 лет) по утрам поднимаются на кладбище, читают у могилы Коран.На 3-й день после похорон режут корову и раздают мясо (схат). Обязательно наделяют мясом родственников и ближайших соседей, насколько хватит. По словам пожилых информантов, прежде мясо давали в первую очередь тем, кто читал Коран, и раздача мяса происходила в скромных масштабах. Так, в 1930-е годы богатые люди старались совершить этот обряд еще при жизни, но даже самые зажиточные резали овцу, а не корову, хотя скота в хозяйстве было много (например, тот, кто владел всего одной коровой, считался бедным, и ему полагалось давать милостыню). Сейчас некоторые эфенди выступают против этого обычая, так как о нем не говорится в священных книгах.По пятницам (джума) в доме готовят жареные лепешки (локъумы) и раздают детям и соседям как поминальное угощение. Самые многолюдные поминки (несколько сот человек) устраивают на 52-й день (кемик дуа). В этот день раздают бедным милостыню-садакъа (деньги, муку, сахар), а также устраивают угощение. Стараются пригласить как можно больше детей, говорят: «Дети – святые, и если их покормишь, то у покойного грехи смываются». Угощение для детей относят и в школу. Особый почет оказывается в этот день престарелым односельчанам.

Аксакал

В годовщину смерти также устраивают поминки (джыл аш). Поминки устраивают только по тем умершим, что достигли совершеннолетия (те же возрастные границы, что и при обряде выкупа грехов). Если ребенок родился живым, то, как бы мало он ни прожил, в случае его смерти читают заупокойную молитву джаназу.Для поминального угощения режут корову, барана. Готовят мясо с картошкой (шорпа), манты, пельмени (суу берек), тонкие пироги с начинкой из мяса, сыра, картошки (хычыны), несколько видов халвы (сахан халуа, чакъгъан халуа, бал халуа), варят и жарят кур. Халву приносят также соседи. На поминки готовили и различные блюда из риса (баста) – рис с изюмом, рис со сметаной, рис с айраном, рис с маслом, рис с большими кусками вареного мяса. В последние годы эти блюда не всегда готовят на поминки, так как они не пользуются популярностью и считаются непрестижными. Спиртные напитки на поминках не подают.

Если по соседству с домом, соблюдающим траур, готовится свадьба, которую нельзя отложить, то у семьи просят разрешения на проведение свадьбы, которая в таком случае проходит без музыки и танцев.

Как выбрать будущую жену

Обычай позволяет молодым людям самим выбрать себе супругу. Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. Парень должен хорошо знать свою родословную, чтобы случайно не жениться на дальней родственнице. Если у избранницы такая же фамилия, как у одного из его близких родственников до третьего поколения (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек), то жениться на ней нельзя.

Следует узнать и то, насколько состоятельны родители предполагаемой будущей невесты, какое положение в обществе занимает семья и является ли их род древним. Имеет значение и здоровье девушки. Только после этого «расследования» парень может познакомиться с красавицей и сделать все возможное, чтобы вызвать ответную симпатию. Способов знакомства несколько, например, знакомство на свадьбе или свидание.

Поскольку на свадьбах в Чечне собирается много гостей и среди них непременно бывает молодежь, на этом мероприятии легко познакомиться с будущим супругом или супругой. Поэтому перед тем, как посетить это масштабное торжество, девушки и парни тщательно готовятся к нему. Девушки вышивают носовые платочки, а парни стремятся покорить представительниц прекрасного пола своим остроумием. Они сочиняют забавные истории, шутки и комплименты, чтобы растопить сердце понравившейся девушки.

Если какая-то девушка понравится парню, он передает ей через другого человека угощение. В случае взаимной симпатии девушка передает молодому человеку платочек или пару сигар. После этого считается, что знакомство состоялось и приданое чеченской невесте скоро пригодится. Но не всегда паре удается познакомиться на свадьбе. К счастью, есть и другой способ знакомства.

Парень может пригласить девушку на свидание, передав ей свое намерение через посредника – подругу избранницы или знакомого ребенка. Свидание считается неприличным, поэтому молодые должны прятаться от старших. Девушка, которая заинтересовалась парнем, выйдет ему навстречу. Так проходит несколько свиданий, после чего молодой человек делает предложение и просит у девушки «залог» — знак того, что она выйдет за него замуж. Этим залогом может стать какая-либо ценность, чаще всего – украшение.

После удачного знакомства жених родственницам-женщинам о намерении создать свою семью. От того, какое решение они примут, зависит судьба пары. Если мама, сестра или бабушка парня дала свое согласие на то, чтобы он женился, значит, свадьбе быть. Тогда молодым и родственникам пора вспоминать обряды чеченской свадьбы, чтобы все прошло в соответствиями с традициями.

Молодые назначают день, а семья тем временем готовиться посылать сватов. Чеченское сватовство – это обед сватов с мужчинами из семьи невесты. На этом обеде сваты и говорят о своих намерениях и назначают дату. Отец девушки не соглашается с ними сразу, а берет время на раздумья. Сватам приходиться приезжать еще раз или два, и только тогда союз молодых будет одобрен. Допустимо, чтобы невеста сама примет решение выйти замуж раньше – это сэкономит значительную сумму.

Чеченская свадьба является событием для семьи будущего супруга, а вот семья невесты не принимает участия в этом торжестве. На свадьбе «гуляют» только те родственницы, которые ехали вместе с невестой в машине. Организатором мероприятия является отец жениха, а подготовкой блюд и сервировкой стола занимаются женщины. Перед свадьбой в невесте приезжает мулла и беседует с ней о духовности.

Обычай первый. Адыгея

Одним из шокирующих обычаев знатных адыгов в древности был аталычество. Родители отдавали своего маленького ребенка на воспитание своим подчиненным. По достижению совершеннолетия мальчик мог вернуться в семью, а девочка возвращалась перед замужеством.

Все время пока ребенок воспитывался, родители не встречались с ним. Возвращался же ребенок в присутствии свидетелей, как правило, семерых чтобы отец с матерью не усомнились в его кровном родстве. Обычай символизировал дружбу между семьями, а в некоторых случаях его использовали для прекращения кровной мести.

Обмен детьми был распространен и у других кавказских народов, но в наше время обычай себя изжил.

1. Территория проживания и численность

Карачаевцы живут в исторической области Карачай, охватывающая частично современную Карачаево-Черкесию и Ставропольский край Российской Федерации.

Численность карачаевцев в России по данным переписи населения года — 192 182 человека , из них 169 тыс. человек — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, будучи численно самым народом республики; перепись года зафиксировал уже более 218,4 тыс. человек, которые указали свою национальность «Карачай» . Карачаевский общины есть также в Казахстане, Узбекистане и странах, куда карачаевцы в разное время эмигрировали — США, Турции и т.д..

Перепись населения в Украина года зафиксировал проживание в стране 190 представителей карачаевского этноса, из них 1/6 (35 человек) в качестве родного указали язык своей национальности, почти каждый восьмой (22 человека) родным считали Украинский, остальные — преимущественно русский .

Чеченская свадьба: обряды

a http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ss=»align-left»>После этого молодых ожидает еще несколько обрядов, которые они должны неукоснительно соблюсти:

Обряд «развязывания языка».

В конце первого дня свадьбы невесту ожидает еще один ритуал — «развязывание языка».

В дом к молодой семье приходят родственники и знакомые мужа, присутствует свекровь.

Молодежь подшучивает над девушкой, пытаясь разговорить или рассмешить ее. Но она должна сдерживаться и молчать.

Фото: fotkay.ru: UGC

Мужчины по очереди просят у нее воды. Как правило, девушка приносит воду самому уважаемому и протягивает ему пиалу со словом «пейте». Взамен он должен подарить ей подарок, и если он этого не сделает, то женщина навсегда может перестать с ним общаться.

Молодой супруг также пытается разговорить свою жену, и та поддается лишь после вручения подарка. Все собранные деньги она передает своей свекрови.

Фото: fotkay.ru: UGC

Обряд вхождения невестки в семью.

Завершаются свадебные церемонии совершением особого обряда. Молодая жена должна взять кувшин для воды и пойти с друзьями к водоему. Накануне специально пекли пирог с иголкой внутри, которая была подколота к подолу свадебного платья.

Фото: fotkay.ru: UGC

Пирог бросали в водоем и расстреливали из оружия. После завершения ритуала девушка набирала воду и относила в свой новый дом.

Обряд посещения семьи молодой жены.

Спустя месяц после свадьбы муж обязан проведать родственников своей жены. Он берет с собой ценные подарки и едет туда с друзьями и родными.

Родня жены к их приезду накрывает столы. Сначала знакомятся родители мужа и жены, а затем родители молодого покидают дом сватов.

Но муж возвращается с друзьями, поскольку ему предстоит пройти испытание. Молодой супруг должен войти в дом обутым и при этом постараться не оскорбить чувства обретенных родственников.

Чтобы выполнить этот ритуал, парню приходят на помощь друзья. Он притворяется, что снимает обувь, а его в это время вталкивают в дом.

Затем друзья и родственники рассаживаются за столы: с одной стороны — представители девушки, с другой — юноши. При этом сам молодой муж стоит в стороне, склонив голову. Там он и должен простоять всю церемонию, одаривая подарками подходящих к нему детей. Затем женщины уводят мужчину в другую комнату и угощают.

В конце трапезы молодой муж должен положить на тарелку деньги, в ответ сестра жены обязана подарить ему золотой перстень. Мужчина в свою очередь дарит девушке золотой браслет. После этой церемонии он возвращается в комнату к гостям и занимает свое отдельное место, где и стоит до конца вечеринки.

Фото: Svadbavo.ru: UGC

Девушку также привозят к родным, и она даже может остаться и переночевать в своем некогда родном доме. С утра ее из дома родных забирает муж, пожелав родственникам доброго утра.

Чеченские свадебные церемонии довольно сложны и нуждаются в толковании. Однако все они построены на проявлении взаимного уважения и демонстрируют щедрость.

Жених и невеста на своей свадьбе обязаны вести себя скромно и проходить множество важных ритуалов. Столь долгая церемония может означать лишь одно — очень серьезный подход к созданию семьи.

09:47

10:45

10:11

09:44

09:13

08:10

09:18

09:30

10:42

08:45

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector