Рождество 2019: почему отмечают в разное время, традиции и запреты, рождественские гадания

История Рождества

Празднование Рождества 25 декабря было установлено папой Юлием II лишь в IV веке.

Исторические документы, подтверждающие дату рождения Христа, отсутствовали и одним из объяснений выбора 25-го числа стали языческие праздники, которые обычно проводились в этот день.

Это была дата, когда римляне праздновали зимнее солнцестояние. Празднование было данью уважения богу Солнца (natalis invicti solis) и это было моментом, когда римляне просили у него богатств.

Годы спустя, бог Солнца был заменён Митрой, богом света из древнеиранской мифологии. 25 декабря праздновали день рождения «божественного спасителя» Митры.

В дополнение к этим ритуалам, ещё одним праздником, который, возможно, повлиял на дату Рождества, является Йоль, праздник, проводимый северными странами эпохи викингов, также в рамках празднования зимнего солнцестояния.

Существует теория, что выбор 25-го числа стал упоминанием языческих ритуалов, для того, чтобы привлечь больше приверженцев христианства.

Библейская история рождения Иисуса

Согласно библейским рассказам, Иисус Христос родился в Вифлееме (Палестина) и был сыном Иосифа и Марии. Иосиф был евреем и должен был пойти в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи, проводимой Римской империей.

Иосиф и Мария покинули Назарет и прошли 140 км до Вифлеема, по берегу реки Иордан. Мария совершила поездку на муле, так как ей нужно было сберечь силы для родов.

Приехав в город, Мария и Иосиф не смогли найти места в переполненной местной гостинице. Затем пара была помещена в хлеву (это пещера, в которой держали животных).

В ту же ночь Мария родила Иисуса Христа и положила его, как в ясли, в кормушку для домашних животных. Вскоре после рождения Марию и Иосифа посетили три мудреца-учёных (три волхва) — Мельхиор, Балтазар и Каспар.

Согласно библейским историям, трое были направлены к месту рождения Вифлеемской звездой, и преподнесли семье в качестве подарков: золото, смирну и ладан.

Почему различаются даты празднования Рождества в различных церквях

Многие задаются вопросом, когда отмечать Рождество Христово — 25 декабря или 7 января? В некоторых странах, например, в Молдове, широко отмечаются оба дня Рождества — по старому и по новому стилю. Это связано с конфессиональным разнообразием на территории страны. В России празднование Рождества по Юлианскому и по Григорианскому календарю тоже становится традицией.

В древнем мире единого календаря не существовало. Юлий Цезарь был одним из самых просвещенных людей своего времени. Он понял, что существует необходимость создания календаря. Юлианский календарь установил Юлий Цезарь, что следует из самого его названия. Греческая наука того времени уже знала, что Земля делает полный оборот вокруг солнца за 365 дней и 6 часов. На самом деле, это не совсем точные цифры — за 365 дней, 5 часов, 49 минут. Юлий Цезарь потребовал, чтобы в календаре сочетались римские названия и греческие научные открытия. В этом календаре также, как и Григорианском, 12 месяцев, високосные года, 365 дней в году. Дополнительный день появляется каждые четыре года. К сожалению, неточность в 11 минут стала критичной. Так за 128 лет в календаря появился бы целый лишний день. В 1582 стало очевидно, что надо разрабатывать новый календарь. Папа Римский Григорий XIII ввел календарь, который называется соответственно Григорианским, в нем меньше високосных годов. Года, которые делятся на 100, но не делятся на 400 стали содержать в себе 365 дней. Почему же возникли споры, если новый календарь был совершенен? В нем намеренно пропустили десять дней. Страны принимали новый календарь в разные периоды, что родило несколько путаниц в важных исторических датах.

Вопрос этот не так однозначен, как кажется, и дело не только в календарях. Сегодня наша Церковь живет по Юлианскому календарю, хотя в некоторых странах Григорианский календарь считается наиболее точным. Разница между этими двумя календарями в исчислении. Юлианский и Григорианский календарь — это вопрос богословия. После Октябрьского переворота Юлианский календарь сочли «мракобесным», все светские праздники отмечаются по Григорианскому календарю, в 1923 году Церковь пытались под давлением перейти на новый стиль, но Русская Православная Церковь осталась верна Юлианскому. Католики и протестанты отмечают Рождество по Григорианскому календарю, как и ряд православных Церквей за рубежом.

Нам достаточно точно известна дата зачатия матери Иоанна Крестителя, Елизаветы (23 сентября по старому стилю). Мы знаем, когда Захарий ушел из Иерусалима, известно, что в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя ангел явился Пресвятой Богородице. Этот день стал днем Божественного зачатия Иисуса Христа. Мы не можем знать точной даты, но можем рассчитать, что Рождения Христа приходилось на середину зимы.

Когда праздновали Рождество древние христиане?

А они его отдельно не праздновали. Христиане к IV веку праздновали Богоявление, включавшее в себя само пришествие Господа в мир, Рождество, явление Отрока Иисуса в Храме и выход Христа на проповедь после Крещения на Иордане. В Церквах Рима и Северной Африки этот день приходился на 25 декабря, а в Церквах Востока и Галлии — 6 января.

Откуда взялись эти даты?

Древняя Церковь усвоила древнюю иудейскую традицию, согласно которой дата смерти святого человека совпадала с датой его рождения (так, например, 6 числа месяца сивана родился и умер царь Давид, 15 сивана родился и умер сын праотца Иакова, Иуда, 10 ава родился и умер сын праотца Иакова, Иссахар…).

Христиане же выясняли день Боговоплощения, то есть Благовещения, когда произошло зачатие Господа Иисуса Христа, основываясь на дате Пасхи — Воскресения Христова — а вычисляли Пасху по-разному. Одни, ориентируясь на солнечный календарь, прибавляли 14 дней ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и праздновали Пасху в ближайшее воскресенье к получившемуся 6 апреля, а другие, следуя традиции, идущей от Тертуллиана и соответствующей другим древним источникам (трактат «О вычислении Пасхи», приписываемый свт. Киприану Карфагенскому и др.), считали, что Страдание Христово произошло в восьмые апрельские календы — т. е. 25 марта.

Соответственно, простым прибавлением к 6 апреля или 25 марта получали праздник Богоявления — Рождества и Крещения. Одни учителя Церкви (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий) соотносили этот день именно с Крещением на Иордане, другие (свт. Епифаний Кипрский, прп. Ефрем Сирин) — с Рождеством.

Тема Рождества была центральной в празднике Богоявления, в особенности же считался важным мотив поклонения волхвов, как откровения Господа Иисуса Христа языческому миру.

Почему же более распространенная дата 6 января была разделена на две и зачем понадобилось выделение Рождества Христова в отдельный праздник 25 декабря?

Наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой это произошло из апологетических соображений. Во-первых, в 70-80 годах IV века укрепились позиции православных против ариан.

Выделение отдельного праздника, посвященного по плоти рождению Господа Иисуса Христа, позволяло подчеркнуть единосущие Его Отцу.

Во-вторых, 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался «праздник непобедимого солнца». Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово, «не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».

До сих пор в Армянской церкви (нехалкидонской) отмечаются не Рождество и Крещение, а один праздник Богоявления — 6 января.

Фестивали

Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»

«Рождественский свет»

Этой зимой улицы столицы буду украшены сказочно красивой иллюминацией, созданной всемирно известными светохудожниками. В центре Москвы «расцветут» деревья с светящимися яблоками, возникнут 3D-проекции и другие праздничные инсталляции, а в парках появятся герои всеми любимых сказок.

Где: на центральных улицах Москвы

Когда: с 16 декабря 2019 по 31 января 2020

Цена билетов: бесплатно

Фестиваль «Рождественский свет» в Москве 2019-2020: даты проведения, программа
Яркие огни, запах корицы и имбиря, хороводы сказочных елок, праздничная ярмарка без конца и края зимой 2019-2020 перенесут Москву в волшебшую сказку фестиваля «Рождественский свет»…

Фото: Софья Сандурская / АГН «Москва»

«Путешествие в Рождество»

Площадки этого фестиваля расположены на территории всего города и даже в дальних его уголках. Посетителей ждут зрелищные уличные шоу, красочные парады, выступления творческих коллективов, кавер-групп и ледовые шоу в постановке Евгения Плющенко. Также можно поиграть в интеллектуальные игры, сделать необычные фотографии возле арт-объектов или научиться делать елочные игрушки.

Где: на центральных улицах Москвы

Когда: с 13 декабря 2019 по 12 января 2020

Цена билетов: бесплатно

Что посмотреть на фестивале «Путешествие в Рождество» в Москве 2019-2020: сбитень, гуси, муми-тролль
Рассказываем о самом интересном, что можно будет посмотреть и попробовать на любимом у москвичей фестивале «Путешествие в Рождество» в декабре 2019-январе 2020

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Рождество и Святки в «Коломенском»

За веселыми рождественскими гуляниями поезжайте в «Коломенское». Здесь вас ждут огромные, хороводы, другие народные забавы и конкурс на создание самой необычной снежной бабы. Посетите «Рождественскую деревню русских забав», спойте колядки или развесьте лучшие рисунки своего ребенка на настоящей АРТ-сушке.

Где: Музей-заповедник в Коломенском (просп. Андропова, д. 39)

Когда: 7 января 2020, 13:00–16:00

Цена билетов: бесплатно

Рождество на ВДНХ

С 5 по 7 января на катке ВДНХ с 12:00 до 20:00 пройдет акция «Дни рождественских пожеланий». Идея очень трогательная — в павильоне проката коньков вы сможете оставить открытки с теплыми словами для незнакомцев, а взамен получить анонимное пожелание для себя. А еще накануне Рождества и в сам праздник гостей Главной выставке страны ждет множество активных развлечений: веселые старты, уроки по фигурному катанию и  катанию на сноуборде и даже целый фестиваль скандинавской ходьбы.

Где: ВДНХ (просп. Мира, 119)

Когда: 5-7 января 2020, 12:00–20:00

Цена билетов: бесплатно

Есть ли что-то общее в праздновании Рождества Поместными Церквями?

Очень многое.

В приходе Свято-Владимирской семинарии в США накануне Рождества обычно появляются объявления о подготовке к празднику, который в том числе касается застолья. Всех верующих приглашают на Вилию (от слова Vigil, Всенощная) или Cвятой ужин/Свят-Вечер (Holy Supper, Сочельник), которая проходит в трапезной храма.

Этот постный торжественный ужин разделяют между собой многие христиане в восточной части мира, включая Польшу, Украину, Румынию, Болгарию и некоторые регионы России, но называться блюда будут на свой манер. Теперь это довольно популярная традиция и во многих американских приходах.

Поскольку праздничная Всенощная начинается в 19 часов вечера, то ужин устраивают примерно в 17 часов. Это позволяет верующим вместе насладиться трапезой и оставляет для священников время передохнуть перед богослужением.

Стол на Вилию застилают сеном – это символизирует скромный хлев, в котором родился Христос. За столом сервируется одно дополнительное место для Христа, некоторые говорят, что это место для странника или незнакомца, в образе которого Он может явиться.

На стол ставят 12 блюд – символ двенадцати учеников Христа. Трапеза начинается с горьких продуктов (чеснока) и заканчивается сладкими десертами с медом. Эта последовательность символизирует переход от мира без Христа к миру с Христом.

Все блюда, которые подаются на стол, мясопустные и исключают молочные продукты и яйца. Конечно же, в регионах есть свои особенности, но, как правило, традиционная трапеза включает в себя вино, чеснок, ржаной хлеб и соль, корнеплоды, грибы, зерно, капусту, бобовые, рыбу, сухофрукты, мак, мед и орехи.

Традиционно самый младший ребенок объявляет о появлении первой звезды на ночном небе, будто провозглашая пришествие света в мир тьмы. Трапеза начинается с молитв и преломления хлеба. Усопшие члены семьи тоже поминаются в это время – в молитвах тех, кто участвует в ужине. Ужин едят при свечах. Продолжается праздник Богослужением и приветствием друг друга возгласом «Христос рождается! Славьте Его!».

Не обходится и без колядок, правда поются они не во всех церквях. Сербы в этом отношении довольно скромны, зато болгары сразу после Рождества устраивают целые этно-фестивали колядовщиков.

Практически во всех Поместных Церквях на Рождество зажигают свечи. Где-то их ставят у икон, где-то в подсвечниках на столах, в Грузии их помещают на окнах.

Но где бы ни была поставлена свеча, она всегда символизирует «свет Христов, который просвещает всех».

Какими бы жаркими ни были споры о календарях, Рождество – вовсе не календарное событие и уж тем более не то, что нам надо выбирать. Это не праздник только православных или только католиков, это не праздник только детей. Он вообще не для избранных. Рождество – для всех, для всего человечества. В этом и есть главный смысл события, произошедшего больше двух тысяч лет назад, когда в мир пришел Спаситель, открыв через Свое рождение инобытие.

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

***

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Вифлеемской звезды Светильник

Штейнер О.

Вифлеемской звезды Светильник
Через годы сияет нам.
И живою Водой Источник
Орошает дорогу к сердцам!

Изумитесь Величию Бога!
Восхваляйте Его Небеса!
Он Собой проложил нам Дорогу,
Нас с Небес осветила Заря!

Веселитесь и в радости плачьте,
Воздавая хвалу Небесам!
Что во тьму к убежавшим от Бога
Человеком явился Он Сам!

Он открыл для нас Мир и Спасенье,
Даровал нам в сердца Благодать,
Возвестил для нас Усыновленье –
Во Христе жить и не умирать!

Славьте ж Бога народы и страны,
Воздавая всю Славу Отцу!
Что простил вас, рабы и тираны,
Он детей Сам готовит к венцу!

Вифлеемской звезды Светильник
С каждым годом всё светит сильней.
Божий Сын – Агнец и не насильник
Всё стучится в сердца людей.

Перепись в Вифлееме

Одна из деталей события Рождества Христова, которых нет в иконописи, но есть в живописи – изображение переписи населения, с рассказа о которой начинается рождественская глава Евангелия от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…» (Лк. 2,1).

Замечательный мастер Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (XVI век) посвятил этому сюжету знаменитую картину «Перепись в Вифлееме». Но глазам зрителя предстает не гористая  Святая Земля, а заснеженные Нидерланды. Художник переносит евангельские события в современный ему мир. На Рождество на севере Европы всегда бывает снег, поэтому праведный Иосиф и Богородица бредут по снегу.

Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме.

О том, что это Святое семейство (так принято было говорить в Европе XIV-XVII веков), можно догадаться, лишь разглядев осла, на котором сидит Дева Мария, и пилу на плече Иосифа – плотника. Огромные массы людей, среди которых затерялось скромное Святое семейство, изображают толпы народа, пришедшие на перепись. Но больше ничего не говорит нам о том, что скоро должно совершиться великое событие Рождества. Нидерландские крестьяне заняты своими хозяйственными делами, дети резвятся на льду .

Только рождественский венок, прибитый над дверью дома, и жареный поросенок намекают на праздник Рождества. Но это опять не евангельские детали, а реальность повседневной жизни Нидерландов эпохи Возрождения.

В эту ночь Земля была в волнении

Хомяков А.С.

В эту ночь Земля была в волнении:
Блеск большой, диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны. И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три волхва в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три волхва в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волнении,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

Рождество Христово: история для детей

Одно из самых почитаемых христианами религиозных событий зимнего календаря — Рождество. Его отмечают в семейном кругу. Дети принимают активное участие во всех торжественных мероприятиях

Поэтому важно, чтобы они знали об этом празднике как можно больше: о его происхождении, его таинстве, значении и ритуалах, которые следует соблюдать всем верующим

Рождество Христово — это праздник памяти о Спасителе Иисусе Христе. В Библии сказано, что Иисус Христос был Сыном Божьим. Бог видел, что люди живут неправедно, не соблюдают правила, которые были установлены, грешат. Поэтому, чтобы научить детей Адама и Евы истинной любви и уважению друг к другу, спасти от грехов и духовного падения, он послал на землю своего сына Иисуса. Тот на собственном примере показал, что значит страдать и жертвовать собой, своей жизнью во имя любви к людям.

Источник фото: rua.gr

Иисус был не только сыном Божьим, но и сыном человеческим. Поэтому у него был день рождения. День прихода Иисуса в наш мир называют Рождеством Христовым.

У Иисуса были земные родители — Мария и Иосиф. Мама Спасителя познала Божью благодать — Божий дух, который снизошел к ней. Благодаря ему женщина непорочно зачала дитя. Иосифу же было доверено воспитать и защитить Иисуса.

Когда Мария узнала, что станет Богоматерью и уже носит под сердцем дитя, в Палестине, где она жила с мужем, царь Ирод огласил перепись. Все жители должны были отправиться в те места, откуда происходил их род. Поэтому Мария и Иосиф ушли из Назарета. Их путь лежал в Вифлеем.

Придя в город, супруги не смогли устроиться на ночлег на постоялом дворе, потому что все было занято такими же, как и они, переселенцами. Мария и Иосиф остановились в пещере. Это был заброшенный хлев.

Здесь Богоматерь родила сына. Первой постелью новорожденного было сено, которым родители устлали ясли — деревянную кормушку, из которой ели домашние животные.

Источник фото: ua-reporter.com

В это время невдалеке от пещеры проходили пастухи. Они первыми увидели ангела и яркий свет над тем местом, где родился Иисус. Божий посланник сообщил им, что в мир пришел Мессия, и указал на яркую звезду — Вифлеемскую, которая в этот момент зажглась на небе. Свет этой звезды указал пастухам место, где находилась Богородица и сын Божий. Волхвы отправились к пещере, чтобы принести дары Спасителю человечества.

Царь Ирод приказал убить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. Все потому, что ему предсказали: рожденный в этот день младенец станет Царем Небесным на земле и затмит Ирода. Иисус, благодаря Божьему Провидению, уцелел.

Все христиане за сорок дней до Рождества держат пост. Они едят только растительную пищу, стараются не ругаться, не думать плохо, не завидовать. Таким образом люди очищаются духовно и телесно.

Источник фото: gtrk-vyatka.ru

Дети обычно не держат пост, но они могут отказаться на это время от сладостей

Важно, чтобы они себя хорошо вели, научились сдерживать эмоции, пересмотрели свои желания и требования

Вечер перед Рождеством — сочельник, или Святой Вечер. На ужин готовят двенадцать постных кушаний по количеству учеников Иисуса Христа. Также делают специальную кашу из злаков (ячменя, пшеницы, риса), орехов, мака и сухофруктов. Заправляют все медом.

На утро следующего дня все поздравляют друг друга с Рождеством: собираются возле красиво украшенной елки и дарят подарки. Вечером собираются за праздничным столом, поют колядки.

Это светлый и радостный день, когда все христиане чествуют рождение Спасителя. Рождество — это христианский Новый год.

Откуда мы знаем о пещере Рождества?

Из Евангелия от Луки мы знаем, что вместо колыбели для Младенца Пречистая Дева Мария использовала ясли — кормушку для скота.

Католическая церковь бережно хранит в римском храме Санта-Мария Маджоре часть рождественской святыни — деревянные дощечки, считающиеся частицами яслей Христовых. Правда, об исторической аутентичности этого предмета говорить сложно. По всей Святой Земле и сейчас можно увидеть пещеры в скалах, в которые в древности загоняли скот, но находящиеся там ясли сделаны из камня — ведь в этой местности дерево не является распространенным материалом.

Но, в любом случае, ясли в Писании упомянуты.

А вот о пещере не сказано ни слова. Откуда же мы знаем о месте рождения Спасителя?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Первые письменные упоминания о вертепе, в котором родился Христос, мы встречаем в источниках середины II века: апокрифическом «Протоевангелии Иакова» и «Диалоге с Трифоном Иудеем» святого мученика Иустина Философа.

Если «Протоевангелие» изобилует большим количеством исторически недостоверных подробностей, то Иустин Философ фиксирует устное предание, в целом не отличающееся от изложенного в Евангелии: «Когда же младенцу пришло время родиться в Вифлееме, то Иосиф, по недостатку в том селении места, где остановиться, пришел в одну пещеру недалеко от селения. И когда они были там, Мария родила Христа и положила Его в яслях». Точного места святой Иустин не указывает.

Зато очень точно указывает место Рождества посетивший святые места Ориген. «Самая пещера Вифлеемская указывает, где Он родился, а также и ясли пещерные свидетельствуют о том, где он был повит пеленами, — сообщает он в труде «Против Цельса». — В тех местах живо еще предание об этом событии, известно даже и врагам веры, что в той пещере родился Иисус, Которого чтут и Которому дивятся христиане».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector