Можно ли обвенчаться в церкви без регистрации брака в загсе?

Чем заправляют мотороллер?

Эту необходимость обретения высшего смысла своего супружеского союза понимают или интуитивно чувствуют многие пары, вступающие в брак. Поэтому венчание молодоженов после регистрации в ЗАГСе стало сегодня в России почти традиционным. Причем, венчаются не только воцерковленные пары, но и люди, которые в храм до этого заглядывали разве что из любопытства. Очевидно, предполагается, что венчаный брак будет крепче и счастливее невенчаного, что Бог каким-то сверхъестественным образом обеспечит его нерушимость.

Разница, безусловно, есть. Причем – принципиальная.

В Церкви значение брака столь высоко, что он рассматривается как Таинство. А любое Таинство в Церкви – прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь.

Обычный же брак, по определению, – всего лишь запись акта гражданского состояния. Это просто бюрократическое мероприятие, в котором государство признает данный союз юридически законным.

Представьте себе, что два мальчика в один и тот же день появились на свет. Но одному из них на очередной день рождения подарили велосипед, плеер, микроскоп, новый ранец и еще кучу всяких подарков. А другому просто сказали: “Имей в виду, сегодня тебе исполнилось десять лет”. И все. Никаких подарков, просто констатация факта. И тут, и там – день рождения, но разница между ними – очевидна.

Церковь с уважением относится к гражданскому браку, но для своих членов Она приготовила нечто большее, чем простая регистрация. В Таинстве брака молодожены получают от Бога особые дары, новые качества и способности, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары еще не гарантируют счастливой семейной жизни. Мальчик, получивший подарки, может сломать велосипед, потерять плеер, порвать ранец, а микроскопом – забивать гвозди. И в этом случае он ничем не будет отличаться от своего несчастного ровесника, не получившего в день рождения ничего.

Так и дары Бога может оценить и верно использовать лишь тот, кто осознает, что он получил и для чего ему это нужно.

А христианин живет для вечности.

Вся его земная жизнь – лишь приготовление к жизни будущего века. Поэтому все окончательные смыслы и цели его бытия спроецированы именно туда, за порог смерти, где для неверующего человека заканчивается абсолютно все.

Христианский брак – это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, но ведет их к Небу. Этот путь – не самодвижущаяся дорожка эскалатора. Идти по нему порой так тяжело, что человеческих сил на его преодоление просто не хватает. Но невозможное человекам возможно Богу. Дары благодати, полученные христианскими супругами в Таинстве брака, как раз и предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути. Господь щедро наделяет ими все христианские семьи, но использовать их можно только по назначению. И тот, кто венчается в Церкви с какой-то иной целью, рискует прожить жизнь, даже не прикоснувшись к этим удивительным Божьим дарам. Потому что силы, данные для восхождения к Небу и Вечности, невозможно использовать для более “приземленных” задач. Как топливом для космического корабля невозможно заправлять мотороллер.

Пускай деревья не качаются

Вообще, в современном обществе брак представляет собой печальное зрелище. Брачные контракты, в которых оговаривается – кому, чего и сколько достанется при разводе; так называемые – “пробные браки”, когда мужчина и женщина договариваются – поживем пока так, а вдруг мы не подходим друг другу… Наконец – совсем уж странная форма сожительства, которую, почему-то, называют – “гражданский брак”, когда, фактически находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. За всеми этими новациями скрывается какое-то удивительное неверие своему сердцу, неуверенность в своем выборе, недоверие к чувствам любимого…

Приметы про венчальные кольца

Один из самых важных атрибутов церемонии овеян множеством суеверий. В первую очередь нужно помнить, что кольца не дают другим людям, тем более для примерки. Они символ брака, бесконечной любви. Нельзя, чтобы такой атрибут впитывал энергетику других людей, даже если это родственники.

Кроме того, существует еще несколько важных примет и суеверий:

Кольца покупают минимум за три дня до церемонии. Их приобретают только вдвоем, иначе грозит одиночество. Но вот деньги отдает жених. Подбирать аксессуары нужно точно по размеру, чтобы в семье царили мир и любовь

Еще одно важное условие — отсутствие на украшении камней и узоров. Нельзя использовать другие кольца для переплавки

Не венчаются колечком, которое осталось от предыдущего брака, ведь вместе с аксессуаром перейдет и энергетика прошлого супружества. На перчатки кольца не надевают.

Из древних времен пришел обычай, согласно которому молодожены снимали украшения перед сном, клали в кубки с вином или медом и выпивали напиток

Но нужно соблюдать осторожность, чтобы случайно не проглотить кольца

Отношение церкви к гражданскому браку

Молодые пары, которые официально зарегистрировали свой союз в отделе ЗАГС, осуществили важный шаг, который показывает серьезность их намерений. Этого нельзя сказать о лицах, которые живут в гражданском браке, не подкрепленном какими-либо официальными документами.

Церковь уважает государственные законы и воспринимает жизнь в незарегистрированном браке грехом. Подобные пары не имеют права стать крестными, потому что их жизнь пронизана бездуховностью и распутством, а значит, они не смогут осуществлять надлежащее духовно-нравственное становление крестника. А также людям, живущим в незарегистрированном браке, запрещается причащаться до того, как они раскаются в своих жизненных ориентирах и пересмотрят их.

Всякие отговорки молодых о том, что официальный брак – это формальность, наводит священнослужителя на мысль о том, что к решению повенчаться молодые относятся очень легкомысленно. Еще один довод о том, что молодые, по их словам, очень любят друг друга, но еще не накопили денег на свадьбу, также не вызывает доверия к решению пары провести обряд. В этом случае священник обязательно спросит о том, на какие средства тогда молодые собираются растить детей, обустраивать свое жилище, если они даже не могут накопить 350 рублей для проведения официальной церемонии в неторжественной обстановке.

Из правил совершения обряда венчания после официальной церемонии бывают исключения. Но дело это серьезное, так как рассматривается не только конкретным священнослужителем, но и епархиальным архиереем в индивидуальном порядке. Такое разрешение на венчание без документов из ЗАГСа может дать только он.

Существуют три группы причин, по которым делаются исключения в проведении венчальной церемонии до официальной.

  1. Оба мероприятия будут проведены в один день. Если показать священнику квитанцию из ЗАГСа с датой и временем регистрации, он может разрешить сначала повенчаться, а затем получить официальное свидетельство о браке в государственном органе.
  2. При наличии причин, угрожающих здоровью и жизни одного из будущих супругов. Такими причинами считаются серьезные операции, служба в «горячих точках».
  3. Церковное послушание и многолетнее регулярное присутствие на службах обоих молодоженов. В этом случае настоятель может убедиться в искреннем отношении пары и взять на себя ответственность за их духовный союз.

Несмотря на то что церковь чтит государственные законы, считается, что без обряда венчания, следующего за официальной церемонией, союз нельзя назвать полным.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ

До определенного момента христианской истории Церковь отказывалась благословлять браки, в которых один из супругов не принадлежал по вере и крещению к верующим данной Церкви.

В последние столетия с развитием мобильности общества увеличилось количество смешанных пар, и Церковь постепенно распространяет церковный брак на эти пары, хоть и с некоторой осторожностью. Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей. Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей

Что касается Русской Церкви, первые случаи православных браков для смешанных пар были разрешены в восемнадцатом веке для шведских военнопленных, которые взяли в жены русских женщин и не имели своих пастырей.

Сегодня возможны смешанные браки верующих Православной Церкви с крещенными верующими не православных христианских церквей (в том числе самые последние деноминации, такие как адвентисты седьмого дня и пятидесятники, за исключением новых движений с христианской сердцевиной, таких как мормоны и Свидетели Иеговы). Не возможен церковный смешанный брак с некрещеными (атеистами или представителями других религий). Принцип этого исключения в том, что маловероятно, чтобы человек, не верующий во Христа, и не принадлежащий к Его Церкви (хоть к одной неортодоксальной конфессии), мог честно взять на себя задачу вести жизнь христианской/ого супруги/а, соблюдая церковную веру.

Даже если смешанные браки возможны, Церковь все же призывает своих членов всегда стараться найти супругов своей веры, особенно если оба верующие практиканты. Практика православных христиан не проста, поэтому идти по жизни с человеком, который не разделяет этот путь, добавляет еще большей сложности и дополнительных усилий.

В зависимости от случая, особенно когда супруги решаются не на первый брак, может понадобиться благословение архиерея для того, чтобы приступить к смешанному церковному браку.

Выбор дня по православному календарю

Чтобы договориться о времени венчания, в храм приходят либо сами будущие супруги, либо их родители. Хорошая примета, если обсуждение ведется непосредственно со священником. Обычное время для венчания — после Божественной литургии — с 11 до 13 дня. Стараются сделать так, чтобы церемония проходила без других пар, иначе на молодоженов может перейти чужой негатив.

Венчание не должно совпадать с какими-либо церковными торжествами или постами. Особо строгий запрет касается следующих дней:

  • время Рождества;
  • пасхальный пост;
  • день Сретения;
  • день рождения Пресвятой Богородицы;
  • Воздвижение Креста Господня;
  • Вознесение и Троица;
  • Покров Святой Богородицы.

Многие из праздников не привязаны к конкретной дате. Запутаться в них легко, поэтому перед венчанием уточняют эту информацию у батюшки, чтобы праздник не попал на один из них.

Развод и повторный брак в христианстве: можно ли еще раз венчаться?

Право расторгнуть церковный союз имеют овдовевшие, а также те, у кого есть приемлемые, исходя из христианской веры, причины для этого.

Супруг имеет право разорвать семейные узы за прелюбодеяния другого супруга, а также из-за смены веры последним. Неизлечимое бесплодие также может считаться приемлемой причиной. На это есть определенный срок — от трех до семи лет.

Если было принято решение, несмотря на бесплодие, остаться вместе, то поменять его уже нельзя. Супружеский союз должен быть разорван в принципе, если оказалось, что муж и жена находятся в кровном родстве. Люди, расторгнувшие брак по христианским канонам, имеют право опять воссоединиться в супружеском союзе.

Венчающиеся в третий раз или вместе с человеком, делающим это в третий раз, должны соблюдать посты и длительные молитвы. Нельзя обвенчаться с человеком, разорвавшим свои предыдущие отношения в разрез с христианскими догмами.

В русской православной церкви допускается второй и третий брак. Последний не считается торжественным и проводится в качестве снисхождения.

Кому можно и кому нельзя венчаться?

Традиция сочетаться браком в церкви берет свое начало еще из древности. Ранее законным считался лишь брак, который был заключен в храме Божьем, ведь в старину очень трепетно относились к соблюдению всех правил. Многие традиции устарели, и более не используются, но большинство из них все же дошли до нас.

Обвенчаться в церкви могут все пары, где невесте исполнилось 16 лет, а жениху – 18. Разумеется, что девушка, не достигшая совершеннолетия, может осуществить это таинство только с позволения родителей. Для того чтобы пару обвенчали, также нужно предоставить свидетельство о браке. Это требование заключается в том, что для семейной жизни нужно созреть духовно. Кроме того, свидетельство становится своеобразным гарантом того, что ни один из молодоженов не состоит в другом браке на стороне.

Самый крайний срок, когда пара может заключить церковный брак – 60 лет для женщины, и 70 – для мужчины. Это объясняется прекращением функции деторождения. Тем не менее сегодня многие церковнослужители идут навстречу, и венчают пары старше указанного возраста. При этом молитва о деторождении опускается.

Если в старину модными были браки, где жених вдвое и более старше невесты, то на сегодняшний день, если пара имеет значительную разницу в возрасте, священник может попытаться отговорить пару от опрометчивого шага. Однако при уверенности пары в своих чувствах, отказа церкви не последует.

Обвенчаться пары могут как в день свадьбы, так и через неопределенный отрезок времени после нее. Главное, чтобы таинство состоялось. На венчание нужно записаться заранее, за месяц или две недели. При этом рекомендуется оговорить все тонкости с церковнослужителем, подготовить необходимую атрибутику, усвоить правила поведения в храме.

Существенной разницы между большими красивыми храмами и маленькими церквушками нет. Везде обряд проводится одинаково. На сегодняшний день это платное таинство, и о его стоимости лучше договориться заблаговременно.

К сожалению, существует и несколько запретов на венчание, поэтому не все желающие смогут осуществить данное таинство. Церковь откажет:

  • парам, которые на данный момент состоят в расторженном или гражданском браке;
  • духовным лицам, желающим провести обряд после вступления в сан;
  • парам, которые уже имели удовольствие венчаться трижды;
  • молодым людям, если они некрещеные или имеют разное вероисповедание;
  • парам, имеющим родство до четвертого колена.

Что это такое?

Венчание – это церковный обряд, который проводят в день свадьбы или после нее, через несколько лет. Венчание означает, что Бог благословляет мужчину и женщину на мирную жизнь в любви и понимании. Смысл названия ритуала заключается в том, что на головы брачующихся возлагают венцы, которые выполнены из металла, нередко из драгоценных камней.

Смысл венчания для православных – получить благословение Господа, а также его защиту для своей семьи. Не нужно считать венчание формальностью. Также это и не должно быть каким-то пафосным мероприятием, цель у которого лишь одна – привлечь больше глаз к своему торжественному событию.

Каждая пара обязана знать, что они женятся не напоказ и не для других. Из этого следует, что и венчаются они только для себя. Поэтому перед тем как идти в церковь, нужно хорошо подумать и все взвесить: нужен ли обряд венчания этим двум людям, и готовы ли они пройти через всю жизнь рука об руку.

Такие вопросы иногда ставят молодых в ступор, а это может значить только одно – никогда не стоит торопиться. Именно поэтому многие священники говорят, что в людях среднего возраста, которые пришли в церковь за благословением на брак, нет пафоса и торжественности. В них есть только благодать и принятие того факта, что церковный брак сделает их еще ближе и честнее по отношению друг к другу.

Венчание проводится лишь для православных, крещеных мужчин и женщин. Если же они не крещены, с венчанием нужно повременить. Для начала священник советует прийти к Богу через обряд крещения и только потом задуматься, на всю ли жизнь человек выбирает себе именно эту женщину или этого мужчину. Нужно помнить, что обряд венчания – это соединение людей навсегда, и обратную процедуру, в отличие от развода в ЗАГСе, провести уже не так легко. Не каждый священник пойдет на это.

Считается, что чем позже проведен обряд венчания, тем этот шаг осознанней. Поэтому не стоит торопиться с таким серьезным решением, и венчаться сразу же в день свадьбы с человеком, который не всегда так хорошо знаком, как хотелось бы. Ведь настоящие недостатки в большинстве случаев открываются уже после брака.

Но если молодые точно решили венчаться, то возможность проведения обряда определяет не только пара, но и церковь, а у нее есть ряд запретов. Венчание запрещено в следующих случаях:

  • молодые или один из супругов не крещены;
  • в предыдущем браке супруг был венчан, и процедуры развенчания проведено не было;
  • кто-то из молодых уже имел три официальных брака;
  • один из супругов исповедует другую религию;
  • при возможности наличия родства в третьем колене.

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что важно подготовить

Таинство в церкви – это древний, глубоко символичный ритуал. В ходе венчания используется большое количество атрибутов, которые нужно заранее подготовить. Обязательно нужно приобрести:

  • Костюм для жениха. В отличие от светской свадьбы, в ходе которой применяется черный смокинг, для храма нужно подготовить светлый костюм. Образ должен быть строгий, не допускаются футболки, шорты, джинсы, кофты с треугольными глубокими вырезами.
  • Платье для невесты. Брючный костюм надеть в церковь нельзя. Голова супруги должна быть покрыта платком или фатой. Спина, плечи, руки до локтя не должны быть обнажены. Длина платья минимум до колен.
  • Венчальные кольца. Рекомендуется выбрать золотое для жениха и серебряное для невесты, но можно и нарушить это правило.
  • Нательные кресты. Все присутствующие в ходе таинства должны быть крещеными.
  • Свечи для венчания, 4 шт. Продаются в церковной лавке. Под них необходимо 4 платка.
  • Рушник белого или розоватого оттенка. На него супруги традиционно встают.
  • Кагор и свежий хлеб для причастия.

За 3 дня до церемонии нужно вступить в короткий пост: отказаться от животной пищи, алкоголя, курения. Близость тоже запрещена. За 12 часов до таинства вообще прекращают есть. В день венчания супругам нужно прийти на службу, исповедаться, причаститься.

Рекомендуется уточнить у местного духовника, есть ли еще какие-то рекомендации относительно венчания в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы. В некоторых храмах правила могут незначительно отличаться. Так, одна церковь позволит провести обряд между христианами, но представителями разных направлений: католицизма и православия. Другие же могут отказать.

Неважно, как поздно после гражданского брака будет проведено венчание, эта церемония останется все такой же значимой для партнеров. Главное, перед ее началом очиститься духовно, ведь в церковь можно вступать только с положительными побуждениями

Что необходимо?

Для того чтобы пара могла повенчаться, необходимо пройти довольно долгий путь. Сначала пара должна прийти в церковь на беседу. Данная процедура позволит уяснить все вопросы организационного характера, а также узнать ответы на вопросы о семейных взаимоотношениях с религиозной точки зрения.

В рамках беседы задается ряд обязательных вопросов о том, есть ли у молодых официальный документ из ЗАГСа или они только еще собираются связать себя узами брака. Если пара хочет только обвенчаться, но не желает ставить штамп в паспорте, то священнослужитель может расценить это как безответственность к созданию новой семьи. Если же молодые хотят повенчаться в один день с регистрацией, то представитель церкви благословит их на священное Таинство.

Молодожены должны будут искренне ответить, желают ли они оба венчаться и не делают ли этого по принуждению. Если из разговора выяснится, что один из супругов не хочет венчаться, а пришел в храм только из-за желания второй половинки, в совершении таинства будет отказано.

Конечно, все эти вопросы задаются священником не из праздного любопытства, он должен быть уверен в осознанном решении молодоженов провести венчальный обряд. В свою очередь, молодые тоже могут подготовить для представителя церкви вопросы, чтобы разъяснить определенные моменты. Обычно это связано с расспросами о содержании обряда, количестве времени, которое понадобится для его проведения, о том, что нужно надеть, можно ли фотографировать и снимать обряд на видео.

После назначения числа и времени венчания необходимо подготовить все атрибуты:

  • официальное свидетельство из ЗАГСа;
  • кольца;
  • свечи;
  • крестики;
  • большое белое полотенце;
  • иконы Спасителя и Богоматери;
  • рушник.

Незадолго до венчального обряда молодые должны придерживаться поста, исповедоваться и причаститься, чтобы вступать в духовный брак, очистившись от всего дурного. За сутки до таинства нельзя принимать пищу, курить, пить крепкие напитки, вступать в сексуальные отношения.

Образ невесты на церемонии венчания должен быть скромным. Длинное белое платье простого кроя, платок или фата, удобная обувь, отсутствие косметики.

Само венчание делится на 2 этапа: обручение и обряд. Раньше эти этапы проводились в разные дни, но сегодня они стали частями одной церемонии. Сначала молодожены становятся на свои места. На специальном блюде священник приносит венчальные кольца. Священник зажигает приготовленные свечи и встает перед молодыми.

Супруги должны трижды обменяться кольцами. После этого обряда – надеть свое. Священнослужитель, держа в руках венец жениха, осеняет последнего крестным знаменем, после чего жених должен поцеловать изображение Спасителя на своем венце. Венец возлагается на голову. Та же самая процедура проводится и с невестой, только в изображении на венце невесты – Богоматерь.

Венцы на протяжении всей церемонии держат свидетели. Хотя эти священные атрибуты легкие, руки быстро затекают.

Священник преподносит молодым чашу с вином, освященную крестным знаменем. Жених и невеста вкушают его трижды по очереди. Первым делает глоток жених. Общая чаша является символом единой судьбы.

Священник берет супругов за руки и соединяет их, трижды они проходят вокруг аналоя. Дойдя до царских врат, молодые останавливаются: жених целует образ Иисуса Христа, его супруга – Богоматери, потом молодые меняются местами. Дальше каждый по очереди целует крест, протянутый священнослужителем. Молодым даются иконы Иисуса Христа и Богородицы, которые необходимо повесить над кроватью.

Священник произносит многолетие для молодых. Присутствующие поздравляют.

После окончания обряда супруги получают церковное свидетельство. Юридической силы данный документ не имеет.

Союз повенчанных закреплен самим Господом Богом, поэтому попытки посторонних людей разрушить брак потерпят фиаско, а сами люди будут подвергнуты череде жизненных неудач.

О том, можно ли венчаться без регистрации брака в ЗАГСе, смотрите в следующем видео.

Основные сведения

Брак — одно из христианских таинств, которое ведет своё начало от ветхозаветных времён. Согласно Быт. 2:18 целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт. 2:18)

Из Священного Писания следует, что установление института брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после грехопадения является ошибочным.

В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует…

(Мф. 19:3)

Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»:

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Свидетели: их роль и обязанности

Раньше, когда этот обряд имел законные основания, свидетели назывались поручителями и подтверждали свое поручительство за брак подписями в акте метрической книги. Сейчас же разрешено венчаться без свидетелей.

К выбору свидетелей нужно подойти очень тщательно, потому что в духовном мире их значение сравнивается с ролью крестных.

Точно так же как и они наставляют крестников на веру и благодеяния, так и свидетели поучают вновь созданную семью духовным ценностям.

В качестве свидетелей могут выступать исключительно христиане православной веры с серьезным отношением к венчанию.

Обычно во время обряда свидетели выполняют следующие обязанности:

  • Могут помогать подавать кольца на этапе обручения. Это зависит от предварительных согласований с батюшкой.
  • Выстилают на полу белый рушник перед супругами.
  • Держат венцы над головами молодоженов. Продолжительность держания в каждом приходе разная: в одних случаях держать нужно будет около 20 минут, в других – на протяжении всего обряда.

Поэтому нужно оценить, справятся ли свидетели с такой нагрузкой.

После завершения таинства свидетели могут подносить супругам короны с образами для поцелуя. Будет это входить в их обязанности или нет, также зависит от согласованности со священником.

Отношение государства к венчанию

Согласно законодательству, церковный брак не является заменой официального. То есть, если супруги обвенчались, но не зарегистрировались в ЗАГСе, то для государства они не являются семьей. Правовое регулирование в их сторону также никоим образом не меняется. Государство предоставляет право заключения церковных браков, но никоим образом их не признает в правовом поле.

Только в особых случаях в судебном порядке этот нюанс будет взят во внимание, например, при регулировании имущественных споров. Но это – большая редкость

Необходимо обратить внимание, что многие священнослужители обязывают тех, кто желает пройти через обряд венчания, предварительно регистрировать свои отношения в ЗАГСе. Это позволяет существенно снизить развод семей, которые «узаконили» свои отношения перед Богом, так как с православной точки зрения – это большой грех и попросту недопустимо

не является обязательным

Исключением из правил может быть случай, когда оба супруга являются прихожанами одной церкви и хорошо знакомы священнику (и он уверен в искренности их чувств).

А как государство относится к католическим бракам? Юридически они также не признаются. Но стоит упомянуть, что в Европе есть страны, где католический брак сопоставим с официальным.

Если заключить семейный союз в них, а после – предоставить документы в российский отдел ЗАГСа (с нотариальным переводом и проставленным апостилем, что необходимо для заверения документов, выданных в иных странах), то такая семья будет признана во всех юридических аспектах.

Свидетельство, выданное в церкви о венчании, также не имеет никакой юридической силы. И с его помощью не выйдет получить штамп в паспорте.

Такой «документ» также не может быть представлен в контролирующие или судовые органы для подтверждения семейного статуса.

Итого, церковный брак – это общепринятый обряд для исповедующих Христианство. Но в Российской Федерации венчание не является заменой официальной регистрации бракосочетания. Соответственно, чтобы иметь право называться полноценной семьей, супруги обязаны также зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и получить свидетельство о бракосочетании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector